(программа, рекомендуемая литература, контрольные вопросы и задания, методические указания, глоссарий)
Учебно-методический комплекс «Психология управления» предназначен для организации интерактивного обучения студентов как аудиторно (очное обучение), так и вне аудитории (заочное обучение). В работе собраны: рабочая программа дисциплины, план и подробная аннотация изучаемых тем, рекомендуемая по-темно литература, контрольные вопросы, контрольные задания для заочников, методическими рекомендациями по их выполнению. Программа так же снабжена словарем психологических терминов и приложениями.
С рабочей программой тесно связана рабочая тетрадь – включенная в состав учебно-методического комплекса и охватывающая 12 изучаемых тем из различных разделов программы.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов экономического и технологического факультетов, а так же может быть использован всеми, кто интересуется психологическими аспектами в управлении, вообще человековедением.
В процессе управления перед специалистом встают вопросы не только организационно-технологического характера, но и в значительной мере социально-психологические – вхождение в коллектив, имидж, работа с общественностью, работа с конкурентом как личностью, этика фирмы, поведение в конфликте и т.д. Поэтому предметом, психологии управления являются проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления, как своей деятельностью, так и деятельностью других людей, групп, команд, коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей, на их мотивацию, мысли, чувства, настроения, поведение.
В процессе изучения курса ставятся задачи:
— научить определять психосоциотипы людей, их состояние и роли;
— обучить социально-психологическим методам управления;
— обучить приемам самоменеджмента;
— научить приемам психологической работы с персоналом, общественностью, поведению в конфликтной ситуации;
— научить пониманию и использованию коммуникативных и транскоммуникативных процессов;
— обучить приемам психологии делового общения, публичной речи;
— научить основам физиогномики, психологии портрета;
— научить психологическим аспектам поведения в конфликте, преодолению предэкзаменационных и предстартовых страхов.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
психологические основы трудовых отношений, принципы формирования групп команд и управление ими, психологию лидерства, психологические основы коммуникации, конфликтологии; психологические требования к менеджеру; невербальные средства общения, основы публичной речи.
Изучивший курс должен уметь:
управлять собой, различать психосоциотипы людей; формировать и управлять командами в организации, читать невербальные сигналы личности, быть готовым к публичному выступлению, деловой беседе, и в целом, к общению, проводить социально-психологические исследования в коллективе, организовать групповую генерацию идей, формировать морально-этические нормы организации, работать с общественностью.
Должен иметь навыки:
составления психологического портрета личности, публичного выступления психологического присоединения, самоменеджмента ментального тренинга, преодоления предэкзаменационных и предстартовых страхов, аутопсихокоррекции.
Виды учебной работы | Всего часов | семестры | |
1 | 2 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 120 | 120 | — |
Аудиторные занятия | 60 | 60 |
|
Лекции | 30 | 30 |
|
Практические занятия | 30 | 30 |
|
Другие виды аудиторных занятий |
|
|
|
Самостоятельная работа | 52 | 52 |
|
Курсовой проект | — | — |
|
Контрольная работа | для заочников 1 работа | 1 работа |
|
Реферат | 8 | 8 |
|
Другие виды самостоятельной работы |
|
|
|
Вид итогового контроля (экзамен, зачет) | зачет 9 | зачет 9 |
|
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Разделы и темы дисциплины | Виды занятий (часов) | ||
лекции | ЛПЗ | сам. работа | |
1. Психология управления как наука. | 1 |
|
|
2. Личность и межличностные взаимодействия в сфере управления. Темы: 1. Психологические типы людей. 2. Физиогномика и управление. 3. Средства социально-психологического воздействия. | 6
2 2 2 | 8
2 4 2 | 10
3 4 3 |
3. Деловое общение в управлении. Темы: 1. Средства и психология делового общения. 2. Синтоническая модель общения. 3. Невербальные средства общения. 4. Этика и управление. Имидж. | 5
2 1 1 1 | 4
— 2 2 — | 10
3 2 3 2 |
4. Социальная психология и управление. Темы: 1. Руководство и лидерство. Стили управления. 2. Формирование и управление командами в организации. 3. Психология творчества. | 4
1
1 2 | 3
—
1 2 | 10
3
3 4 |
5. Самоменеджмент. Темы: 1. Психология самоменеджмента. 2. Коммуникативный и транскоммуникативный процессы. 3. Психология карьеры и профессии. 4. Стрессы и управление эмоциональным состоянием. 5. Аутопсихокоррекция. | 6
2 1
1 1 1 | 6
1 1
1 1 2 | 12
3 2
2 2 3 |
6. Психология публичной деятельности. Темы: 1. Психология публичного выступления. 2. Паблик рилейшенз. | 4
2 2 | 7
5 2 | 8
4 4 |
7. Конфликтология. Темы: 1. Диагностика конфликтов. 2. Управление конфликтами. | 4
2 2 | 2
1 1 | 2
1 1 |
Итого | 30 | 30 | 52 |
3.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Психология управления как наука.
Место психологии как составной части науки об управлении людьми, ее связь с психологией, социологией, физиологией человека, менеджментом. Исторические и народные корни науки, пословицы и поговорки – как первое выражение психологии управления людьми.
Закономерности, принципы, миссия психологии управления как составной части науки о человековедении. Цели и задачи науки, объект изучения, категории, методы исследований, инструментарий.
Литература: осн. 17, 18, 19, 8, 2, 13, 20
Раздел 2. Личность и межличностные взаимодействия
в сфере управления.
Тема 1. Психологические типы людей.
Инстинкты, темперамент, виды, их значение у людей. Характер, акцентуации характеров, биологическое и социальное в характере личности. Типологический профиль личности по К.Г. Юнгу. Экстраверсия – интроверсия. Сенсорика – интуиция. Логика – этика. Рационализм – иррационализм. Информационный метаболизм личности. Социон – как единица человечества. 16 типов информационного метаболизма по А. Аугустинавичюте. Сочетания психосоциотипов: дуалы, квадры. Взаимоотношения психосоциотипов: миражные, зеркальные, противоположные, тождественные, конфликтные, деловые, отношения активации, социального заказа, ревизии. Типология Кейрели: группы психосоциотипов «Эпитемий», «Дионисий», «Прометей», «Апполон». Особенности характера и деловых качеств мужчины и женщины.
Литература: осн. 17, 19, 2, 3
всп. 2, 25, 11, 1
Тема 2. Физиогномика в управлении.
Физиогномика как наука. История. Цель физиогномики – через облик и поведение прийти к познанию нравственного характера у индивидуумов. Предмет физиогномики. Двойственность природы человека как основной методологический принцип физиогномики. Китайская, Японская, Евро-Американская школы. Видео – компьютерный метод двойного портрета А.Н. Ануашвили. Портретный тест восьми влечений Сонди.
Формы головы, их значение. Лицо, зоны лица, их значение. Части лица: лоб, брови, глаза, нос, губы, подбородок, уши, особенности их строения и психологическое значение.
Физиогномика в изобразительном искусстве. Хирологические особенности личности. Связь формы руки, черт лица, темперамента, инстинкта, характера.
Физиогномо-хирологическая диагностика личности.
Литература: осн. 14, 17, 18, 3
всп. 2, 18, 20, 19
Тема 3. Средства социально-психологического воздействия.
Личность и группа. Феномены группы: конформизм, нонконформизм, групповой экстремизм, влияние меньшинства, фацилитация, внушаемость, групповая нормализация, эффект лидера.
Методы психологического воздействия. Внушение. Убеждение. Заражение.
Манипулятивное воздействие. Виды манипуляций. Осознание и защита от манипуляции, контрманипуляция. Пассивная, активная контрманипуляция.
Трансактный анализ взаимодействия людей. Игры в обществе людей по Э. Берну. Типы сотрудников.
Литература: осн. 18, 19, 12, 9, 6, 2
всп. 25, 26, 8, 5, 1, 2, 3
Раздел 3. Деловое общение в управлении.
Тема 1. Средства и психология делового общения.
Общение как средство взаимодействия психических миров. Функции общения: информационная, познавательная, управляющая, развивающая, обмен эмоциональным состоянием.
Средства общения: вербальные, невербальные. Текст, подтекст, затекст, сообщение. Непосредственное, опосредованное общение, полевое воздействие.
Каналы общения: визуальный, аудиальный, кинестетический.
Типы общения: функционально-деловое, межличностное, деловое, раппортное.
Фазы общения: вхождение в контакт, расположение, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, выход из контакта.
Стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Типы собеседников. Искусство построения вопроса. Достижение взаимопонимания. Психологический контакт, психологический груз.
Беседа. Переговоры. Совещание. Дискуссии. Оценочное интервью.
Психологический контакт в деловом общении: настройка, установление контакта, передача содержания, завершение контакта. Понятие психологической оплаты контакта и ее определение. Алгоритм подхода к проблеме в деловом общении.
Ведение ситуации и ведение контакта. Активное слушание. Игнорирование. Выспрашивание. Безмолвное слушание. Уточнение неясных мест. Описание эмоционального состояния. Дальнейшее развитие мысли собеседника. Подведение промежуточных итогов. Эхо в общении. Психологические ценности личности и деловое общение. Алгоритмы нерефлексивного слушания. Психологические закономерности и алгоритмы критики.
Литература: осн. 19, 11, 4, 3, 2 ,1, 7
всп. 3, 5, 14, 16, 18, 22
Тема 2. Синтоническая модель общения.
Понятие нейролингвистического программирования. Ведущая репрезентативная система человека: понятие, определение, использование в общении. Определение желанных целей и результата в общении. Сенсорная острота в общении: фиксация изменений, различение паттернов, калибровка сигналов. Психологическая гибкость в общении. Ресурсное состояние личности. Понятие якорения. Шаги вхождения в ресурсное состояние. Пойтнеры: глаголы, существительные, правила, обобщения, сравнения. Паттерны глаз. Типы собеседников. Бесконфликтное, конфликтное, консенсусное, манипулятивное общение.
Литература: осн. 3, 2, 6, 17, 19, 11, 4
всп. 14, 16, 17, 19, 20, 22, 24
Тема 3. Невербальные средства общения.
Невербальные сигналы как сигналы отношения собеседников. Виды невербальных средств общения: кинесика, просодика и экстралингвистика, таксика, проксемика.
Визуальный контакт: направление взгляда, частота контактов, паттерны глаз. Систематизация невербальных сигналов.
Поза: виды, особенности, значение. Мимика: сущность, особенности, значение. Жестикуляция как «язык рук» — жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-эмблемы, жесты-адаптеры, жесты-аффекторы, микрожесты, жесты оценки, нервозности, контроля, ожидания, отрицания, расположения, доминирования, неискренности. Рукопожатие: виды, значение. Походка: скорость движения, величина шагов, степень напряженности, другие особенности и их значение.
Дистанцирование в общении. Интимная, личная, общественная и открытые зоны, их содержание, использование в общении.
Интонация. Ритм, мелодия, скорость речи. Пауза. Громкость. Смех: особенности, значение. Комплексные сигналы тела: вовлеченность, отвлечение, беспокойство, задумчивость, отвращение, защита.
Невербальная составляющая в деловом контакте.
Литература: осн. 18, 3, 2, 19, 12
всп. 2, 19, 20
Тема 4. Этика и управление. Имидж.
Этика делового общения. Деловой этикет. Правила этикета. Правила вербального этикета. Телефонный этикет. Правила общения по телефону: подготовка, ведение разговора, неотложный звонок. Правила деловой переписки.
Этикет за столом.
Имидж – как психологическая PR – категория, как реальность илюзорного пространства.
Виды (модели) имиджа: внешняя атрибутика, финансовое благополучие, имидж руководства и команды. Философия фирмы, дизайн, деловые коммуникации.
Личное обаяние. Мужчина и женщина – психологические особенности.
Типы имиджа: корпоративный, индивидуальный. Внутренний и внешний. Функциональный. Контекстный. Сопоставительный.
Профессиональный имидж. Привлекательность. Шарм.
Региональная психология имиджа.
Менталитет. Впечатление и оценка. Имидж как личное достояние.
Литература: осн. 19, 15, 7, 4, 1
всп. 3, 22, 23, 25, 16, 14
Раздел 4. Социальная психология и управление.
Тема 1. Руководство и лидерство. Стили управления.
Концепции качеств лидера. Виды лидеров: деловой, эмоциональный, информационный. Лидер авторитетный, лидер контролер-манипулятор, лидер – носитель черт. Функции лидера. Формальный и неформальный лидеры.
Лидер как элемент упорядочения системы. Лидерство как функция:
а) ситуации;
б) группы;
в) личности.
Зависимость лидера от коллектива. Лидерство и цель. Лидерство и последователи. Типы лидеров.
Власть: принуждение, вознаграждение, экспертная, эталонная, законная (традиционная). Формы проявления власти. Функции руководителя. Руководство как управление процессами. Формы работы руководителя с людьми. Пути преодоления сопротивления. Коллектив как система, системы в процессе управления.
Стили управления. Одномерные – авторитарный, демократический, либеральный. Многомерные стили управления. Решетка менеджера Р. Блейка и М. Мутона. Ситуационная теория управления Ф. Фидлера. Модель управления Т. Митчелла и Р. Хауса. Ситуационная теория П. Херсли и К. Бланшара. Стили управления В. Вурма и Ф. Йеттона. Теория управления Т. Коно.
Японский опыт использования партисипативного стиля и патернализма в управлении.
Литература: осн. 19, 17, 13, 8, 6, 2
всп. 3, 5, 12, 14, 16
Тема 2. Формирование и управление командами в организации.
Формирование, устройство и классификация групп. Феномены группы. Роль как социально-психологический феномен. Социальная и социально-психологическая структура группы. Малые группы, их классификация, роль руководителя группы. Коллектив, его психологический климат. Неформальные группы, их значение для личности и коллектива в целом. Человек, индивид, личность. Деловые, личностные и профессиональные качества личности. Взаимосвязь личности и группы в функционировании деструктивных культов. Самоактулизация личности. Эмпатия, рефлексия, экспектация.
Системный подход к процессам формирования и развития группы, коллектива. Индивид как система в системе социального окружения.
Соционика и соционические типы в процессах формирования и управления командой.
Социометрия Д. Морено в управлении командой.
Литература: осн. 17, 19, 13, 15, 10, 8, 1
всп. 16, 14, 7, 8, 5
Тема 3. Психология творчества.
Роль подсознания в творческом процессе. Сочетание логики и интуиции в творческом процессе. Приемы ухода от логического окружения в решении проблемы.
Типология творческих личностей: пионер, фанатик, диагност, эрудит, техник, эстет, методолог, независимый.
Творческие группы и организации, особенности управления ими.
Стадии решения проблемы: изучение, выработка идей, отсев применимых идей, планирование нововведений, обратная связь и анализ.
Приемы решения задач, генерации идей: превращение ситуации абстрактной в конкретную, уклонение от господствующей идеи, игнорирование аналогов, метод «перевернутых» ситуаций, элемент случайности, игра, использование множественных факторов воздействия на себе, юмор. Методы решения творческих задач.
«Мозговой штурм» (А. Осборн), Синектика (У. Гордон), методы фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов, пробежки по алфавиту, воплощения в личность, блокнот для всех, 6-5-3.
Латеральное и вертикальное мышление. Упорядочивание, структурирование и соотношение в творческом мышлении.
Литература: осн. 8, 18, 19, 9, 7
всп. 6, 1, 5, 10, 13, 25
Раздел 5. Самоменеджмент.
Тема 1. Психология самоменеджмента.
Психология индивидуальности. Круг правил самоменеджмента. Постановка цели, планирование, принятие решения, реализация и организация, контроль, информация. Психологические аспекты организации рабочего дня. Принципы ежедневного планирования «Альпа». Принцип Эйзенхауэра. Принцип Парето. Алгоритм обзора истекшего дня. Суточная Эгограмма по Д. Дюссею. Правила чтения. Алгоритм чтения деловой и научной литературы НАВДОТФКН. Психологические аспекты подготовки и проведения совещаний. Типы участников совещаний и психологические особенности работы с ними.
Жизненные циклы руководителя. Четырехлетние алгоритмы смены задач, окружения, дела.
Посетительский менеджмент. Психологические аспекты работы с телефоном.
Заповеди менеджеризма (Гарвард, США). Психология здоровья. Психология труда руководителя. Аутотренинг. Медитация.
Литература: осн. 17, 19, 2, 5, 8, 11
всп. 3, 5, 17, 21, 22
Тема 2. Коммуникативный и транскоммуникативный процессы.
Душевная реальность. Энергия образа. Латентность душевной жизни. Особенности психической энергии. Холистическая теория мироздания. Душевная жизнь и физические процессы. Свобода психической информации и энергии. Потребность как основа социальной мотивации. Зоны восприятия: изнутри, извне, от фантазии. Душевный и физический возраст. Группа как конфигурация душевных состояний в пространстве. Психологическое время и психологическая безразмерность. С. Грофф о всеобщности сознания.
Коммуникация как центральный социально-психологический процесс. Воспроизводство как передача информации. Коммуникативный смысл жизни. К.Г. Юнг об архетипах и коллективном бессознательном. Группа как продукт коммуникации. Язык как многомерная модель мира. Коммуникация как сотворчество.
Транскоммуникация: инсайт, катарсис, экстаз, импритинг как возникновение сообщаемости между разноуровневыми мирами. Транскоммуникация как погружение обыденной психологии в духовную область. Творчество как духовный процесс.
Литература: осн. 18, 19, 17, 13, 8, 2
всп. 2, 4, 10, 11, 13, 17, 24
Тема 3. Психология карьеры и профессии.
Профессиональное резюме: сущность, правила подготовки, применение. Алгоритмы поиска работы. Психологические основы трудовых отношений. Типы сотрудников. Психологическая оценка персонала – психологические, деловые, социальные качества. Алгоритм изучения лица. Эмпатия и экспектация в деловой обстановке. Трудовая адаптация работника — психофизиологический аспект. Система «Адаптант». Профессиография: информационная, коррекционная, диагностическая, формирующая. Их сущность, методы, применение. «Золотое правило» психологии труда.
Планирование карьеры: цель, здоровье, экономика, психология, социальная составляющая, трудовые отношения. Временные аспекты карьерного роста.
Литература: осн. 17, 19, 18, 5, 3, 1, 2, 13
всп. 1, 15, 16, 21, 14
Тема 4. Стрессы и управление эмоциональным состоянием.
Стресс как неспецифическая реакция организма. Признаки и факторы стресса и дистресса. Приемы выхода из стрессового состояния. Активность и релаксация. Аутогенная тренировка. Скрипты. Медитация. Эмоция как отражение отношения. Психологические теории эмоций – органическая, таламическая, биологическая, информационно-потребностная. Управление эмоциями. Преодоление состояния психической напряженности, состояние отсутствия или пониженной мотивации деятельности, состояние эмоционального стресса, тревожности. Психологические кризисы: удовольствия, фрустрации, ценностный кризис, кризис целостности. Приемы выхода из кризисных состояний: осознание своего состояния, осознания противоположностей, интеграция разных сфер осознания, мышечное напряжение.
Метод СОЭВУС и исцеляющие настрои академика Г.Н. Сытина.
Критерии психического здоровья.
Литература: осн. 16, 18, 2, 6, 13
всп. 4, 1, 9, 12, 17, 22
Тема 5. Аутопсихокоррекция.
Человек и Космос. Двойственность человека как биологического объекта и сгустка сознания. Подсознание и мысль. Материализация мысли. Балансы мыслей. Визуализация цели, желания. Утверждение и сомнение в аутопсихокоррекционной работе. Интуиция в деловой жизни: сущность, механизм, алгоритм использования.
Сны и сновидения – аспект индивидуальности. Работа со своими сновидениями.
Приемы самосовершенствования: аффирмация, скрипт, мантра, аутогенная тренировка, настрои академика Г.Н. Сытина.
Любить себя!
Литература: осн. 19, 2, 3, 6,7, 8, 12
всп. 1, 2, 17, 22, 24
Раздел 6. Психология публичной деятельности.
Тема 1. Психология публичного выступления.
Публичная речь как публичное мышление. Подготовка речи. Психологический контакт с аудиторией. Саморегуляция: настройка, принятие публики, знакомство, учет эмоционального состояния собравшихся, стиль выступления. Скрипт. Структурная организация выступления: определение, внешние и внутренние признаки, среда, обмен, использование, происхождение, прогноз перспективы. Невербальная составляющая публичного выступления. Вербальное поведение: язык, модуляция голоса, микропаузы, ускорение и замедление речи. Ощущение конфликта как прообраз цели выступления. Внешний облик оратора. Контактность. Особенности психологии слушателя. Постановка дыхания. Звучность голоса. Темп речи. Экспромт в публичном выступлении Манера говорения. Резонанс.
Психологические особенности работы оратора во враждебной аудитории. Речь и личность – эрудиция, интеллект, психическое состояние, психическая жизнь человека.
Литература: осн. 18, 19, 2, 3, 4, 6, 11, 13
всп. 1, 6, 15, 16, 18, 21
Тема 2. Паблик рилейшенз (PR)
PR (пиар) – как управление взаимоотношением организация – общество. Формирование и учет общественного мнения. Прогноз, анализ, интерпретация настроений общества. Исследовательская и консультационная работа. Постановка цели, планы и их реализация. Ораторская искусство PR — специалиста.
Составляющие PR-управления: Паблисити. Реклама. Агенты по печати. Общественная деятельность. Управление проблемами. Лоббирование. Отношение с инвесторами. Развитие.
Организация работы службы PR.
Письмо и редакция. Связи со СМИ. Исследования.
Управление и администрирование. Консультирование. Специальные события. Устные выступления. Производство. Обучение. Контакт.
Анализ PR-процесса.
PR-стратегия: доверие, контекст, содержание, ясность, непрерывность, каналы, возможности аудитории.
Литература: осн. 7, 1, 2, 6, 8, 19, 15
всп. 3, 14, 16, 25
Раздел 7. Конфликтология.
Тема 1. Диагностика конфликтов.
Конфликтология как наука. Истоки конфликтов. Социальные диалемы. Внутриличностные противоречия. Конкуренция. Искаженные восприятия. Экстраординатные цели.
Возникновение конфликтов. Конфликтогены. Первопричины конфликтов. Стремление к превосходству, проявлению агрессии, проявление эгоизма. Конфликтная ситуация. Инцидент. Типология конфликтных личностей: демонстративные, ригидные, неуправляемые, сверхточные, рационалисты, безвольные.
Конструктивные и деконструктивные конфликты.
Основные разновидности конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, конфликты в организациях, социальные, политические, межнациональные, целевой и статусный конфликты. Открытый, скрытый, мотивационный, коммуникативный конфликты.
Литература: осн. 20, 18, 19, 17, 16, 2, 13
всп. 9, 12, 14, 17, 23, 16
Тема 2. Управление конфликтами.
Предупреждение, сдерживание и регулирование конфликтов. Типичные нарушения принципов управления, приводящие к конфликтам. Создание конфликтной ситуации конструктивного типа. Польза конфликтов.
Развитие конфликта: разборы, конъюнктура, соперничество, борьба, конкуренция. Третья сторона в конфликте: роль, психологическая плата за нее. Способы разрешения конфликтов. Предупреждение, сдерживание, регулирование конфликтов. Приемы выхода из конфликтов. Психологические аспекты сочетания власти и конфликта. Многосторонние переговоры. Влияние личности. Манипуляция. Алгоритм противостояния сильным людям. Секреты и конфликты. Детриангуляция.
Литература: осн. 20, 19, 18, 17, 16, 11, 6, 8
всп. 9, 12, 14, 17, 23, 16
4.1. Рекомендуемая литература.
а) Основная литература:
б) вспомогательная литература:
4.2. Контрольные вопросы.
4.3. Варианты контрольных заданий.
Варианты контрольной работы выбираются в соответствии с заглавными буквами фамилии студентов.
Студенты, чьи фамилии начинаются с букв:
— «А» и «Б» — выполняют вариант 1
— «В» и «Г» — выполняют вариант 2
— «Д» и «Е» — выполняют вариант 3
— «Ж» и «З» — выполняют вариант 4
— «И» и «К» — выполняют вариант 5
— «Л» и «М» — выполняют вариант 6
— «Н» и «О» — выполняют вариант 7
— «П» и «Р» — выполняют вариант 8
— «С» и «Т» — выполняют вариант 9
— «У» и «Ф» — выполняют вариант 10
— «Х» и «Ц» — выполняют вариант 11
— «Ч» и «Ш» — выполняют вариант 12
— «Щ» и «Э» — выполняют вариант 13
— «Ю» и «Я» — выполняют вариант 14
Варианты контрольных заданий.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
Вариант 12
а) себя
б) Вашего руководителя
в) Вашего (одного) коллегу
г) Вашего подчиненного
д) другое
Вариант 13
Вариант 14
По дисциплине «Психология управления» студенты-заочники выполняют контрольную работу. На лабораторно-экзаменационной сессии, предшествующей отчетной по означенной дисциплине, студент получает индивидуальные задание для выполнения его в межсессионный период.
Выполнение контрольной работы поможет Вам разобраться в основных положениях выбранной темы: освоить важнейшие социально-психологические понятия, осмыслить тенденции развития психологической и управленческой мысли, познакомиться с основными возможностями практического применения психологических знаний в управлении.
После определения с преподавателем избранной темы и получения задания по ее разработке необходимо приступить к подбору и изучению литературы. Вначале подбирается основная литература: учебники и учебные пособия. Затем подбирается дополнительная литература: монографии, брошюры, материалы, опубликованные в периодических изданиях. Часть литературы берется из списка и методических указаний по темам курса.
Контрольную работу можно выполнять в обычной тетради, на сшитых листах писчей бумаги. Лучше, если это машинопись (ЭВМ), но приемлема и рукопись, однако в этом случае следует писать как можно разборчивее, нивелируя особенности почерка.
Следует иметь в виду, что неразборчиво написанная работа может быть возвращена, в этом случае ее необходимо повторно представлять на проверку только в машинописи.
В контрольной работе три вопроса. Первый – теория, второй и третий практические задания, однако их выполнение неизменно требует основательного знакомства со специальной литературой.
В ходе написания ответа на первый вопрос обязательно ссылайтесь на источники, авторов, список которых обязательно помещайте в конце работы. Хорошо, если Вы выскажите собственное видение проблемы. Крайне важно привести примеры по обсуждаемому вопросу – примеры из Вашей практики, жизни вообще.
Второй вопрос: о внешности человека. Ответы должны быть исчерпывающими. Не торопитесь писать набело, опишите внешность человека, подумайте, «виден» ли он из Ваших слов, дайте прочитать другим, узнают ли, кого вы описали? Опирайтесь на предложенный алгоритм прочтения портрета человека.
Третий вопрос предусматривает составление психологического портрета конкретной личности: литературного героя, исторической личности и т.п. Излишне говорить, что необходимо знать означенное произведение, замыслы автора, историческую эпоху, чтобы верно сформулировать психологический портрет героя. Портрет состоит из лаконичных, но полных ответов по существу вопросов 15-шагового алгоритма (см. приложение 1 и 2 алгоритм составления психологического портрета личности), возможны комментарии автора работы, они должны быть лаконичными и краткими.
Акцентуации – главная направленность, особенности поведения, отличия в характере личности (напр.: акцентуация характеров).
Алгоритм – строго установленный порядок чередования действий.
Ануашвили Автандал – российский академик, разработавший теорию анализа личности посредством анализа изображений двойного портрета человека.
Апатия – эмоциональная пассивность, безразличие, упрощение чувств, равнодушие к окружающей действительности.
Асоциальное поведение – поведение, не соответствующее принятым в данном социуме нормам.
Аутогенная тренировка – обучение или самообучение мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность.
Аутопсихокоррекция – приемы оказания самопомощи при дискомфортных, критических, психологических состояниях, апатии, неуверенности и т.п.
Аушра Аугустинавичюте – соционик, автор теории типов информационного метаболизма у людей (ТИМ). Ввела понятие социона.
Аффект – сильное и буйное кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека.
Берн Эрик – известный ученый-психолог, автор теории трансактного анализа.
Вербальное общение – общение речевое, с помощью слов.
Видеокомпьютерный метод двойного портрета – составление полного изображения лиц из правой и левой половины изображения так называемого «жизненного, земного» и «духовного» лица личности. Используется для психологической диагностики личности, лечения неврозов.
Визуальный (ая) – а) говорится о контакте посредством зрения;
б) визуальная репрезентативная система – отображение внешнего мира посредством зрения (может быть ведущей репрезентативной системой у данной личности, что имеет немаловажное значение в процессе общения).
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
Депрессия – состояние аффекта, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, общей пассивностью поведения.
Дистанцирование в общении – привычное или ситуативное расположение общающихся относительно друг друга. Различают следующие дистанции:
— интимную – до 0,5 м;
— личную (рабочую) дистанцию – до 1,5 м;
— общественную – до 2 – 2,5 м;
— социальную – 4 м и более.
Дистресс – мощное воздействие на организм (психику) человека, вызывающее неспецифические реакции (боль, подъем артериального давления, страх, подавленность, горе и т.п.)
Инстинкт – фиксированная в генетическом коде программа приспособленности, самосохранения и продолжении рода, а также отношения к себе и другим.
Кинестика – особенности невербальной составляющей речи человека: громкость, тембр, паузы, вздохи, смех, плач, кашель.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Различают конструктивные и неконструктивные, внутриличностные и межличностные конфликты.
Криз психологический (возрастной) – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризы неизбежны и необходимы для нормального поступательного развития.
Медиация – участие в разрешении конфликта между двумя сторонами в качестве посредника-медиатора.
Медитация – интенсивное, проникающее в глубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание. Используется как прием психологической тренировки.
Невербальное поведение – неречевое общение людей, проявляющееся в позе, мимике, жестах, интонациях, дистанции между ними в процессе общения.
Нерефлексивное слушание – безмолвное, но активно заинтересованное слушание собеседника выражается мимикой, позой, жестикуляцией, возгласами, смехом и т.п.
Общение – средство взаимодействия психических миров различных людей. Различают стороны общения:
— коммуникативную – обмен информацией;
— интерактивную – межличностное взаимодействие, выработка его стратегии и тактики;
— перцептивную – восприятие партнерами друг друга, установление взаимопонимания.
Ольфактор – роль и значение запахов в процессе общения людей.
Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в действительности или возвращение в среду сознания.
Пантомимика – раздел психологии невербального поведения, изучает моторику всего тела человека.
Проксемика – раздел психологии невербального поведения, изучает расположение людей в пространстве при общении.
Психологический портрет – структурный анализ комплекса признаков личности: направленности, интеллектуальности, эмоциональности, волевых качеств, темперамента, характера, деловых качеств, мотивов, ценностей, типа реагирования межличностных отношений, самоактуализации и др.
Психосоциотип – врожденная структура, определяющая конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция, мышление и специфики предпочтений экстраверсии или интроверсии.
Профессиография – технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека.
Раппорт – подстройка к партнеру по общению:
Ресурсное состояние личности – оптимальное внутреннее состояние человека, имевшее место в его жизни (успех в соревновании, высокая оценка, влюбленность и т.п.) и хранящееся в его подсознании. Может быть использовано в течение всей жизни как ресурс внутренних сил и уверенности (по специальной методике).
Репрезентативные системы – системы организма индивида, отражающие внешний мир и внутреннее состояние личности:
Рефлексивное слушание – активное слушание собеседника, с:
Сенсорика – многоканальное восприятие действительности: форма, цвет, движение, интонация, дистанция, жест и т.д. Различают понятие сенсорная острота – внимательное и многофакторное наблюдение всеми органами восприятия внешнего мира: аудиально, кинестетически, интуитивно, логически и т.д.
Синтоническая модель общения – гармоничное общение, предопределяющее:
Сонди-тест – портретный (проективный) тест по выявлению скрытых в подсознании предпочтений личности (предрасположенностей), а также других психофизиологических качеств (по имени автора теста).
Социон – социальная единица человечества, состоит из 16 различающихся по типу информационного метаболизма (ТИМ) личностей.
Сытин Георгий – академик, автор теории сознательного эмоционально-волевого управления состоянием личности (СОЭВУС). Разработал и успешно применяет метод настроя, для лечения различных соматических и психологических нарушений в организме человека.
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Стресс – неспецифическая приспособительная реакция организма на воздействие экстремального фактора. Организм в этой ситуации работает, как правило, в режиме сверхзатрат.
Такесика – раздел психологии невербального поведения, изучает прикосновения в процессе общения людей.
Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического качества (свойства) личности.
Трансактный анализ – направления психологии, разработанные психологом Э. Бёрном, включающие:
Феномен (группы) – свойства, присущие только группе людей и не проявляющиеся в деятельности индивида вне группы:
— фацилитация (оживление, озарение);
— групповой конформизм;
— групповые нормы;
— групповой эгоизм и т.п.
Фрустация – напряжение, тревога, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
Характер – врожденные и частично приобретенные качества личности, выражающиеся в отношении к себе, к другим, к делу и к вещам и проявляющиеся в повседневной деятельности человека.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
Экспектация – ожидаемое поведение, искусство вести себя так, как этого неосознанно желают окружающие тебя люди.
Экстраверсия, интроверсия – индивидуально-психологические различия человека, соответствующие преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверт), либо на явления его собственного субъективного мира (интроверт).
Эмоция – отражение отношения индивида на свершившиеся вероятные или вспоминаемые события. Выражена в форме непосредственных переживаний по поводу процессов и результатов деятельности индивида, направленности на удовлетворение его потребностей.
Юнг Карл Густав – швейцарский психолог. Разработал учения об архетипах, коллективном бессознательном, психологических типах людей, учение о сновидениях и др.
!Приложение 1
АЛГОРИТМ
составления психологического портрета личности
(Ф.И.О.)
возраст __________________________________________________________
_________________________________________________________________
Приложение 2
АЛГОРИТМ
чтения портрета
____________
(возраст)
(холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик)
(эгофильный, генофильный, «почемучка», альтруист, доминантный, либертофильный, дагнитофильный)
а) экстраверт (интроверт) ________________________________________________
б) сенсорик (интуит) ____________________________________________________
в) логик (этик) _________________________________________________________
г) рациональный (иррациональный) _______________________________________
(высокий, средний, низкий)
(высшее, средне-специальное, среднее общее)
а) отношение к себе ____________________________________________________
(адекватная, завышенная, заниженная)
б) отношение к другим __________________________________________________
(ровные, по делу, уничижительные, робкое)
в) отношение к делу ____________________________________________________
г) отношение к внешнему миру ___________________________________________
(зациклен на материальных благах, ровное отношение, равнодушен, другие)
добрый (злой) ___________________________________________________________
щедр (скуп) _____________________________________________________________
любим (нелюбим) ________________________________________________________
любит (не любит) ________________________________________________________
счастлив (не счастлив) ____________________________________________________
хобби есть (нет) _________________________________________________________
хороший работник (плохой работник) _______________________________________
и т.п. сколько «всплывет» ощущений.
Другое _____________________________________________________________________
(нужное подчеркните или допишите)
Мы, учителя Забайкальского аграрного, рады тебе в нашем институте. Это просто замечательно, что нам выпала удача общения с тобой и с другими будущими специалистами АПК нашего Забайкальского края.
Знаем, как непросто стать, еще сложнее быть хорошим аграрником любящим землю, труд людей на этой земле, и самих людей. Ты весь, твое внимание, знания, силы, время – все и всегда в рабочей жизни будет направлено, прежде всего, на людей: механизаторов и животноводов, коллег, односельчан, просто встречных…всегда на людей.
Эта рабочая тетрадь особенная. Мы не будем учить тебя. Мы вместе с тобой шагнем в мир людских душ, шагнем и пойдем по интересному, увлекательному, однако, отнюдь не прогулочному пути. Ты много узнаешь о себе, и о жизни, много будешь чувствовать и размышлять. Ты лучше узнаешь и себя и других людей, ты станешь другим, более мудрым и умелым в самом трудном на Земле деле, — работе с себе подобными, с людьми.
Доброго нам пути!
А поведем тебя мы, —
Профессор, к.э.н.
Анатолий Сергеевич Вершинин
Доцент, к.с.-х.н., социальный психолог
Валентин Александрович Болтян
Ассистенты:
Помни, что мы и наши ассистенты ждали тебя и рады встрече с тобой на этих страницах.
Ну, поехали!
Прочитайте описание темы № 1 в разделе № 2 в программе «Психология управления».
По предлагаемым методикам определите:
а) свой социотип;
б) социотип социально значимой для Вас личности;
в) определите какие взаимоотношения этих типов наиболее вероятны;
Определите социотип 3-5 человек по вашему облику, соотнося их с предлагаемыми портретами.
Тест – «Определение социотипа личности»
Бланк расположения ответов
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Каждый вопрос содержит два варианта ответа. Выберите наиболее подходящий для вас и запишите количество баллов за выбранный вариант ответа (баллы указаны в скобках рядом с вариантами ответов).
I
Вы предпочитаете работать: выполняя задание точно в срок (1) – не связывая себя определенными сроками (9).
В кругу своих знакомых вы, как правило: в курсе всех текущих развитий (9) – узнаете о новостях с опозданием (1).
У вас скорее гуманитарный (1) – или скорее технический склад ума (9).
Вы любите: мечтать о прошлом, или о будущем, или о чем-то совершенно воображаемом (1) – действовать или, по крайней мере, составлять точные планы, которые иногда, все же реализуете (9).
II
Хватает ли вам вашего заработка? Обычно хватает (1) – часто приходится искать дополнительные средства: подрабатывать, занимать (9).
Нравится ли вам ходить на вечеринки, дискотеки, шумные бары (9) — или вы быстро устаете от этого (1)?
Вы — человек скорее трезвый, рассудительный (9) — эмоциональный, сочувствующий (1).
Нравится ли вам: носить что-нибудь необычное (9) — или вы предпочитаете одеваться «скромно, но со вкусом»?
III
Можете ли вы легко взяться за случайную работу (9) — или вам гораздо удобнее работать по предварительной договоренности (1)?
На отдыхе, в путешествии легко ли вы находите новых друзей (9) — или, как правило, остаетесь в некоторой изоляции от нового общества (1)?,
Вам легко удается подробно и ясно для других излагать свои мысли в письменной форме (1) — или это не ваша «стихия» (9)?
Любите ли вы: заниматься хозяйством ежедневно, внося в это элементы творчества (9), — или делаете это только по необходимости (1)?
IV
Часто ли вы меняете свои планы в последний момент (9), — или это бывает редко и раздражает вас (1)?
В компании вы, как правило, первым заводите беседу (9) –или ждете, когда с вами заговорят (1)?
Вы ориентируетесь в новых незнакомых местах успешно (9) — плохо, легко теряетесь (1).
Как, по-вашему, следует выражать свои мысли писателю: буквально напрямую (9) — или пользуясь сравнениями, аналогиями, иносказаниями (1)?
V
Легко ли вам внезапно быстро куда-то собраться, бросив при этом начатые (запланированные) дела (9), — или такая ситуация раздражает вас (1)?
Интенсивное общение с новыми людьми стимулирует вас, придает вам энергию (9) — или утомляет вас (1)?
Вы довольно часто ощущаете, что у вас что-то побаливает и стремитесь устранить эти ощущения (9), — или вы плохо чувствуете потребности своего тела, болеете редко, ни «по крупному» (1)?
VI
Вы склонны поступать скорее обдуманно, чем импульсивно (1) — или скорее импульсивно, чем обдуманно (9)?
Часто ли вы в разговоре ссылаетесь на авторитеты: «читал там-то, сказал тот-то» (9) — или обычно излагаете только свое мнение О)?
Вы чувствуете себя уверенно: в логическом умозаключении (9), в оценке эмоционального состояния и взаимоотношений окружающих вас людей (I)?
Запоминаете ли вы детали одежды людей, даже при недолгом общении с ними (9) — или вам довольно трудно вспомнить такие — подробности, т.к. вы не обращаете на них внимания (I)?
VII
Что, по-вашему, предпочтительнее: удостовериться, что все подготовлено и учтено (1) — или предоставить событиям идти своим чередом (9)?
Вы поддерживаете отношения с широким кругом людей (9) или с несколькими старыми друзьями (1)?
Вы более склонны находить пользу в отношениях с людьми (9) — понимать мысли и чувства других (1)?
Вам больше интересно то, что происходит в действительности (9) — или то, что может произойти (1)?
VIII
Предпочитаете ли вы планировать свои дела на день, на неделю вперед (1) — или действовать по обстоятельствам (9)?
При столкновении с неблагоприятными обстоятельствами вы активно стремитесь приспособить обстоятельства к себе (9) — или приспособиться к обстоятельствам, или избежать их (1)?
Вы руководствуетесь рассудком (9) или велением сердца (1)?
Вы больше доверяете своему опыту (9) — или своим предчувствиям (1)?
IX
Руководствуетесь ли вы строгими принципами (1) — или предпочитаете гибко приспосабливаться к обстоятельствам (9)?
Можете ли вы найти тему для разговора даже с незнакомым человеком и заговорить первым (9) — или предпочитаете помолчать, особенно когда нет настроения (1)?
Вы слишком склонны быть прямым и беспристрастным (9) — или сочувствовать людям (1)?
X
Консервативны ли вы? Когда вы составили какое-то мнение, упорно ли вы за него держитесь (1) — или вас легко переубедить, соблазнить новой идеей (9)?
Легко ли вам: попросить людей о чем-либо (9) — или вы лучше все сделаете самостоятельно (1)?
Ваш стиль общения: вы любезны, предусмотрительны, стараетесь очаровать окружающих (1) — или общаетесь с ними просто, иногда с некоторой резкостью (9)?
Вы — человек скорее практичный, легко ориентируетесь в мире вещей (например, удачно делаете покупки, хорошо разбираетесь в ценах на них) (9) — или непрактичный, и если даже иногда вы стараетесь быть предприимчивым, это вам не слишком-то интересно и утомляет вас (1)?
Обработка результатов. Суммируются баллы по горизонтали, и эта сумма записывается в XI столбце. Если в какой-либо строке сумма баллов находится в пределах 46-50, трудно сказать о преобладании в вашем характере соответствующего качества. Если сумма баллов меньше 46, то в каждой из 4-х строк это будет означать: 1 — рациональный, 2 — интроверт, 3 — этик, 4 — интуит. При сумме баллов больше 54, для каждой строки это означает: 1 — иррациональный, 2 — экстраверт, 3 — логик, 4 — сенсорик. Полученные характеристики позволят определить ваш психосоциотип.
Цифровой тест «Социотип»
(В. Мегель, А. Овчаров)
Из каждой пары описаний (1 — 2, 3 — 4, 5 — 6, 7 — 8) выберите одно и запишите его порядковый номер.
Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по определенным причинам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете взвешенные, не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных правил.
Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин. Периоды подъемов сменяются спадом активности. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение. Вам трудно подчиняться строгим графикам и инструкциям.
Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувств, объективно судите о людях, независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни как своей, так и чужой.
Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Избегаете ссор. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Стараетесь сделать людям приятное, учтивы.
Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны, уверены в себе. Предпочитаете не распыляться на несколько дел сразу. Тщательно занимаетесь одним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанного вами и другими.
Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне. Склонны к колебаниям и сомнениям, но не всегда уверены в себе, рассеяны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.
Вы осмотрительны, сдержанны, малоинициативны в общении, недоверчивы к новым людям. Контролируете себя в споре, чтобы не сказать лишнее.
Вы легко сходитесь с новыми людьми. Вам легче понять другого, чем себя. Вы непринужденны, импульсивны, откровенны. Часто склонны к риску и опрометчивости, несдержанны.
1357 Максим горький
1358 Штирлиц
1367 Робеспьер
1368 Джек Лондон
2357 Габен
2358 Жуков
2367 Бальзак
2368 Дон Кихот
1457 Драйзер
1458 Гюго
1467 Достоевский
1448 Гамлет
2457 Дюма
2458 Наполеон
2467 Есенин
2468 Гексли
Интерпретация результатов (см. характеристики психосоциотнпов).
Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление и специфики предпочтений экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психосоциотипов лежит типология личности, разработанная известным психологом Юнгом.
Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:
экстраверсия — интроверсия;
рациональный — иррациональный;
мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип (этик);
ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (интуит).
Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, поэтому направлен к внешнему миру, к общению (экстраверта обозначим буквой Е). Интраверт черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен (после разговора с собеседником ему хочется остаться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы «перезарядиться») (интроверта обозначим буквой I).
Оба типа поведения абсолютно нормальны, они просто по-своему черпают силу и энергию. Они не должны надолго выходить за рамки своих предпочтении, хотя и в школе, и на работе поощряют, экстравертов, заявляя: «Ваша оценка будет зависеть от того, как вы работаете в классе». Следует помнить, что интроверту следует предоставлять личное время для размышлений — это объективно необходимо для них. Экстравертов мы видим выплескивающими свои мысли и чувства, а интроверты внешне проявляют себя лишь частично, они начинают раскрываться не сразу, а лишь при доверии окружающим или в исключительных обстоятельствах.
Для мыслительного, логического типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни (логический тип обозначим Л). Для эмоционального типа главное — выражение отношения к событию, оценка события, «принятие или непринятие события», принятие решения в соответствии с чувствами, учитывая, как это решение повлияет на других, на межличностные отношения. (Эмоциональный тип обозначим Э). Шкала Л — Э единственная, по которой отмечены половые различия. Шесть из десяти мужчин — Л-люди, среди женщин соотношение прямо противоположное: 60 % относят себя к Э-категории.
Сенсорному (ощущающему) типу присуще принятие событий как реальность, как факт, как чувственный опыт (ощущения, восприятие), присуще умение воспринимать реальность; сенсорики предпочитают конкретную информацию, то, что можно увидеть, услышать, потрогать, фокусируя внимание на фактах и деталях, критерием для принятии решения им служит здравый смысл и опыт окружающих, им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе» (сенсорный тип обозначим С), Интуитивному типу свойственна способность прогнозировать будущее развитие событий, присущее воображение, склонность собирать информацию произвольным путем, иногда «скачками», ища в ней свой смысл и взаимосвязи между различными явлениями, доверяя интуиции и предчувствиям; при принятии решений они опираются на внутренний голос, собственную интуицию вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие Люди -(интуитивный тип обозначим И).
Рациональный тип — это человек решительный, способный принимать решения с минимальным напряжением, четко понимая, почему именно такое решение принято, последовательно и настойчиво осуществляющий свое решение, не меняя его, склонный четко планировать и контролировать свою жизнь и даже жизнь окружающих. Люди решающего типа имеют тенденцию к тому, чтобы быстро выносить решение вместо того, чтобы учесть новую информацию, даже если эта информация говорит, что следует изменить их решение (рационально-решающий тип обозначим Р). Иррациональный, или воспринимающий тип склонен накапливать информацию вместо того, чтобы поторопиться с решением, принятое решение может неоднократно меняться в зависимости от различных обстоятельств, причем часто человек сам не может объяснить, почему изменил решение, такая гибкость, спонтанность, некоторая стихийность жизни и поведения не всегда адекватно понимается окружающими людьми (иррационально — воспринимающий тип обозначим В).
Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу, поскольку они способны гибко изменять свое решение и поведение в зависимости от текущих ощущений или интуитивных предчувствий. Людей с преобладанием логики либо эмоций относят к рациональному типу; они склонны принимать четкие решения, для них «суждения важнее, чем ощущения».
В психике человека выделяют четыре основных канала связи с миром, на которых могут быть расположены функции сенсорики, интуиции, логики и эмоции, но расположение, а, следовательно, и преобладание этих функций у людей различно, чем и определяется Психосоциотип человека.
/ канал — самый мощный, наиболее определяет тип человека: если человек — экстраверт, то канал занят «черной функцией», если — интроверт — «белой». По этому каналу человек получает наиболее полную информацию о мире.
// канал называют «продуктивным», или «творческим» — это область активного действия, направленная вовне.
/// канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, размещенная в нем, оказывается весьма уязвимой для «постороннего воздействия» — это «точка наименьшего сопротивления», «уязвимая больная мозоль человека».
IV канал — суггестивный канал, по этому каналу человек наиболее внушаем. Психическая функция, действующая здесь, — самая слабая из четырех.
Все четыре функции (логическая, эмоциональная, интуитивная, ощущающая) представлены у каждого человека, но разной интенсивности, расположены на разных каналах и по-разному проявляются в поведении человека. Основные правила расположения функций по каналам:
если экстраверт в I (сознательном канале), то все остальные каналы — интровертивиые и наоборот;
функция II канала должна быть на другом полюсе по признаку «рациональный — иррациональный» с функцией I канала, т. е. если канал занят рациональной функцией (логика, эмоции), то во II обязательно будет иррациональная функция (чтобы обеспечить примерное равновесие психики человека);
IV канал занят функцией, противоположной той функции, которая находится на I канале.
Исходя из указанных правил расположения функций, можно выделить 16 психосоциотипов людей (см. табл. на стр. 201), для облегчения запоминания, которых будем использовать имена знаменитых людей, имеющих соответствующий психотип. Для обозначения будем использовать графические и буквенные обозначения: Е — экстраверт, I — интроверт, Л — логически-мыслительный, Э — эмоциональный, И -интуитивный, С — сенсорно-ощущающий, В — воспринимающий, иррациональный, Р — решающий, рациональный.
Характеристика психосоциотипов
Психологическая интуиция | Каналы | Обозначения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
интроверты | иррациональные | этики | интуит. | 3 обозначения Есенин | ИЭIВ (интуитивно-эмоциональный интроверт) | ||||
| сенсор. | Дюма | СЭIВ | ||||||
логики | интуит. | Бальзак | ИЛIВ | ||||||
| сенсор. | Габен | ЕЛIВ | ||||||
рациональные | этики | интуит. | Достоевский | ЭИIР | |||||
| сенсор. | Драйзее | ЭСIР | ||||||
логики | интуит. | Робеспьер | ЛИIР | ||||||
| сенсор. | Горький | ЛСIР | ||||||
экстраверты | иррациональные | этики | интуит. | Гексли | ИЭЕВ | ||||
| сенсор. | Наполеон | СЭЕВ | ||||||
логики | интуит. | Дон Кихот | ИЛЕВ | ||||||
| сенсор. | Жуков | СЛЕВ | ||||||
рациональные | этики | интуит. | Гамлет | ЭИЕР | |||||
| сенсор. | Гюго | ЭСЕР | ||||||
логики | интуит. | Джек Лондон | ЛИЭР | ||||||
| сенсор. | Штирлиц | ЛСЕР |
Взаимоотношения психосоциотипов
Представитель | Дон Кихот | Дюма | Гюго | Робеспьер | Гамлет | Горький | Жуков | Есенин | Наполеон | Бальзак | Лондон | Драйзер | Штирлиц | Достоевский | Гексли | Габен |
Дон-Кихот | Т | Д | А | 3 | п | р | д | М | сэ | пп | кт | К | П | Р | РО | Пд |
Дюма | Д | Т | 3 | А | Р | П | М | д | ПП | сэ | К | кт | Р | П | ПД | ро |
Гюго | А | 3 | Т | Д | ро | пД | п | р | кт | К | сэ | пп | д | М | * р | п |
Робеспьер | 3 | А | Д | Т | пД | ро | р | П | К | кт | пп | сэ | М | д | р | п |
Гамлет | п | Р | ро | пД | Т | Д | А | 3 | п | р | д | М | сэ | пп | кт | К |
Горький | р | II | пД | ро | Д | Т | 3 | А | р | п | М | Д | пп | сэ | К | кт |
Жуков | д | М | п | Р | А | 3 | Т | Д | ро | пД | П | р | кт | К | сэ | пп |
Есенин | М | д | р | п | 3 | А | Д | т | пД | ро | Р | п | к | кт | пп | сэ |
Наполеон | сэ | пп | кт | К | П | Р | ро | пД | Т | Д | А | 3 | п | р | д | М |
Бальзяк | Пп | сэ | К | кт | р | П | пД | ро | Д | Т | 3 | А | р | п | М | д |
Лондон | кт | К | сэ | пп | д | М | п | Р | А | 3 | Т | Д | ро | пД | П | р |
Драйзер | К | кт | пп | сэ | м | д | р | п |
| А | Д | т | пД | ро | Р | п |
Штирлиц | п | р | д | М | сэ | пп | кт | К | П | Р | ро | пД | Т | Д | А | 3 |
Достоевский | р | п | М | д | пп | Сэ | К | кт | Р | П | пД | ро | Д | Т | 3 | А |
Гексли | ро | пД | П | р | кт | К | сэ | пп | д | М | п | Р | А | ‘3 | Т | Д |
Габен | пД | ро | Р | П | кт | кт | пп | сэ | М | д | р | п | 3 | А | Д | т |
Д – дуал, полн. дополн. р — ревизуемый Д — деловые пп – полная противопол.
Т – тождество З – зеркальные П – передатчик сз – супер-эго
А – активизация пД – полу дуальные п – приемник кт- квазитожд.
Р – ревизор ро – родственные М – миражные К — конфликтные