Светлой памяти посвящается!

наука и творчество

Валентин

Феноменология типологических паттернов

Во взаимоотношениях людей ведущее, скорее решающее, значение имеет визуальная репрезентативная система. Не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Очевидно, что визуальное восприятие дает несравнимо больший объем информации об изучаемом объекте. Сравните, к примеру, сколько можно на одну дискету «скачать» текста (до 300 стр.) и всего лишь одну фотографию размером 20х15 см.

По-видимому, этой особенностью восприятия человеком окружающей действительности объясняется непременное желание любого работодателя встретиться с претендентом на вакантную должность воочию. Именно так, воочию, мы только и можем влюбиться. Так, глаза в глаза, мы выясняем самые сложные отношения. Так, рассмотрев человека, мы чаще всего готовы его оценить.

Мы в обучении студентов деловому общению, управлению персоналом, в целом психологии управления стремимся научить их искусству физиогномики — оценки характера, деловых и нравственных качеств человека по его внешности. В сущности надо, обучая мастерству физиономиста, добиться того, чтобы человек поверил в себя, свои силы, разрешил себе видеть личность, пропуская его облик–содержание к себе в подсознание. Читать человека как книгу нам дано от природы, важно поверить в эту свою способность, суметь подключить интуицию (свою и общечеловеческую) для полного анализа и выводов по рассматриваемому субъекту.

Гипотеза наших исследований, в своей сути, вынесена в название статьи, так как, на наш взгляд, люди в основном едины в своих оценках личности. Отсюда можно предположить, что группа людей (коллектив) может оценивать одного итого же человека очень, похоже, или вовсе одинаково. Собственно так обычно и бывает, когда заканчивается формирование мнения коллектива о новом сотруднике.

Целью наших исследований мы ставили разработку удобного, приемлемого в производственных условиях, метода прочтения – оценки личности по его внешности.

Мы разработали инструментарий — алгоритмы (см. ниже) чтения портрета человека в анфас и в профиль. В эксперименте  участвовало сто (n = 100) испытуемых: студенты, преподаватели, группа врачей, группа бухгалтеров, обучающихся на курсах повышения квалификации. Испытуемым (каждому) выдавали портрет и бланк алгоритма чтения, в котором он отмечал те, приведенные в алгоритме, качества личности, которые, по его мнению, ей присущи или дописывал что-то другое, по своему усмотрению.

 

Рис. 1 Портрет женщины (профиль)               

        Результаты исследований приведены в самом тесте алгоритма прочтения личности.

                    Чтение портрета (профиль)                         (n = 100)

 

  1. Разместите портрет на расстоянии наилучшего зрения. Смотрите на портрет без-мысленно, просто созерцая его, не менее 30 секунд.

 Пожалуйста, напишите:

 — Что в облике женщины бросилось в глаза____________________________

— Ваше первое впечатление в целом __________________________________

  1.  Рассматриваем «антропологическую дугу» (от макушки до границ волос на лбу).

 Эта деталь портрета «говорит» о том, что она:

 2.1.обыкновенная_______________ 9                  2.6. недалекая ___________________-

 2.2. умна______________________ 63                  2.7. изящна умом своим___________ 48

 2.3. очень тонко устроена________ 65                  2.8. сообразительная______________ 38

 2.4. выспренна_________________ 4                    2.9. туповата ____________________-

 2.5. упряма____________________  19           

  другое (напишите, пожалуйста)______________________________________________

     Сделайте отметку (отметки) в квадратиках, соответствующих Вашей оценке, или напишите нечто другое внизу. Можно отметить и квадратик (ки), и сделать свою приписку. (* см. примечание администратора)

  1.  Рассматриваем лоб. Он у женщины, изображенной на портрете, может свидетельствовать о:

 3.1. суженном мировосприятии______-                     3.6. слабомыслии____________-

 3.2. широком кругозоре____________  54                   3.7. сильном уме____________ 53

 3.3. пытливости___________________ 27                  3.8. слабом уме______________-

3.4. отсутствии пытливости_________   1                   3.9. упрямстве______________ 30

 3.5. логическом мышлении__________ 48                  3.10. безволии______________ 4

3.11. другое __________________________________________________________________

  1. Рассматриваем брови. Они могут свидетельствовать о:

4.1. слабости натуры______________ 6                   4.7. податливости_____________ 11

 4.2. сильной натуре______________ 34                  4.8. неуступчивости___________ 10

 4.3. упрямстве__________________ 19                   4.9. высокой самооценке_______ 27

4.4. безволии____________________ 3                    4.10. низкой самооценке_______ 2

4.5. артистизме__________________ 44                   4.11. робости________________ 19

4.6. гордости____________________ 31                   4.12. смелости_______________ 19

4.13. другое __________________________________________________________________

  1.  Рассматриваем нос. Он:

 5.1. большой ___________________ 50                       5.4. высокий _________________ 30

 5.2. маленький _________________ 8                         5.5. длинный_________________ 36

 5.3. низкий ____________________ 5                         5.6. короткий ________________ 10

 Форма, размер и характер прикрепления носа к лицу могут свидетельствовать о том, что она:

 5.7. активна ____________________ 45                    5.13. нервная ________________ 4

 5.8. пассивна ___________________ 3                     5.14. уравновешенная _________ 33

 5.9. добрая _____________________ 55                   5.15. чуткая __________________ 44

 5.10. злая ______________________  —                     5.16. бессердечная_____________ 4

 5.11. успешна __________________ 47                    5.17. любознательная __________ 53

 5.12. неудачница _______________ —                       5.18. нелюбознательная ________ —

 5.19. другое __________________________________________________________________

  1.  Рассматриваем губы и рот в целом, они могут свидетельствовать о том, что она:

 6.1. экзальтированна ____________ 3                      6.8. имеет интел. наклонности _ 28

 6.2. расчетлива _________________ 16                   6.9. коммуникабельна _________ 25

 6.3. пуглива ___________________  7                     6.10. способна к рисовке _______ 7

 6.4. слабохарактерная ___________   3                    6.11. может быть неискренней __ 12

 6.5. чувственна _________________  68                 6.12. остроумна _______________ 38

 6.6. умеренно-спокойная _________  37                 6.13. у нее вялые мысли ________ —

 6.7. импульсивна _______________   8                   6.14. добродушна ______________ 35

                                                                                      6.15. недоверчива _____________ 4

 6.16. другое __________________________________________________________________

  1.  Рассматриваем подбородок. Он может свидетельствовать о:

 7.1. упрямстве _________________  36                    7.6. суховатости ________________ 7

 7.2. заботе о своей чести ________   32                   7.7. умозрительных наклонностях _ 7

 7.3. сдержанности ______________ 36                    7.8. энергии ___________________ 22

 7.4. робости ___________________ 15                     7.9. устремлении к удобству _____ 24

 7.5. боязливости _______________  3

 7.10. другое __________________________________________________________________

  1.  Теперь взглянем на профиль в целом. Он свидетельствует о том, что изображенная на портрете женщина:

 8.1. возвышенна ________________ 32                    8.7. имеются творч. способности_ 60

 8.2. добрая _____________________ 47                   8.8. обладает внутр. силой_______ 34

 8.3. туповата ___________________ —                      8.9. смелая ____________________ 10

 8.4. остроумна _________________  22                   8.10. жаждет перемен ___________ 7

 8.5. проницательна______________ 23                   8.11. робкая ___________________ 14

 8.6. обладает ясным умом________ 45                    8.12. авантюрна ________________ 10

 8.13. другая __________________________________________________________________

  1.  Рассматриваем ухо. Оно свидетельствует о том, что женщина, изображенная на портрете:

 9.1. обладает высоким интеллектом_ 71               9.14. жестка в обращении __________ 5

 9.2. у нее низкий интеллект ______ —                    9.15. даровита ____________________ 37

  9.3. гармоничная личность ______ 30                  9.16. склонна к идеализации ________ 13

 9.4. несговорчива ______________ —                     9.17. нетерпелива _________________ 7

 9.5. труслива __________________ 1                    9.18. обладает высоким уровнем энергии ___ 24

 9.6. нерешительна ______________ 6                   9.19. здорова ______________________ 42

 9.7. тугодум ___________________  1                  9.20. нездорова ____________________ 3

 9.8. неумна ___________________ —                     9.21. слабая энергетика _____________ 3

 9.9. разрушительная натура _____ 4                     9.22. большой запас внутр. сил ______ 37

 9.10. простовата ______________ 4                     9.23. нет запаса внутр. сил __________ 4

 9.11. осторожна ______________ 4                      9.24. высокие духовные качества ____ 4

 9.12. внутр. упорядочненна_____ 4                      9.25. гармония (общая) ____________ 4

 9.13. угрюма _________________ 4                      9.26. дисгармония (общая) _________ 4

 9.27. другое ___________________________________________________________

 

В первом шаге алгоритма прочтения профиля испытуемые отметили: нос – 33 %,  ум – 27 %, глаза – 23 %, лоб – 14 %, красоту – 23 %, доброту – 11 %, целеустремленность – 9 %, изысканность – 9 % и др.

Как видно по результатам исследований, испытуемые по отдельным чертам лица отметили: умна – 63 %, очень тонко устроена – 65 %, («антропологическая дуга»), широкий кругозор – 54 %, сильный ум – 53 %, (лоб) добрая – 55 %, любознательная – 53 %, (нос) чувственна – 68 %, (рот) творческие способности – 60 %, (профиль) высокий интеллект – 71 %, (уши) и т.д.

    Следует отметить, что в целом, по признакам различных черт лица, испытуемые (n = 100) отметили, что изображенная на портрете женщина:

умна – 293 раза; обладает высоким интеллектом – 152 раза;

упряма – 96 раз; добра – 148 раз;  обладает высшим уровнем энергетики – 116 раз; логично мыслит, пытлива, любознательна – 155 раз;

чутко чувственная – 111 раз.

Следует, на наш взгляд, учитывать при анализе личности и оценки тенденциозного характера (35-49 %).

Чтение портрета мужчины (см. рис. 2) проводили по отдельному алгоритму, по той же методике.

   Рис. 2 Портрет мужчины (анфас)

 Чтение портрета (анфас)

  1. Разместите портрет перед собой на расстоянии наилучшего зрения. Рассматривайте его без-мысленно, как бы сканируя, в течение 30 секунд (не менее)

 — Что бросилось в глаза ________________________________________________________

— Первое впечатление __________________________________________________________

  1.  Определяем темперамент человека, он скорее всего:

 2.1. холерик _____________ 19                            2.3. флегматик __________________ 19

 2.2. сангвиник ___________ 54                            2.4. меланхолик _________________ 13

 Отметьте в квадратике избранное Вами определение или запишите другое (особое) впечатление. (* см. примечание администратора)

  1.  Определяем ведущий инстинкт (фиксированные в генетическом ходе программные приспособления индивида к самосохранению и продолжению рода, отношение к себе и другим (обычно влияет и на отношения к делу и вещам). У этого человека он скорее:

 3.1. эгофильный ____________ 14                         3.5. доминантный _______________ 12

 3.2. генофильный ___________ 29                        3.6. либертофильный _____________ 15

 3.3. альтруистический _______ 25                        3.7. дагнитофильный _____________ 17

             он «почемучка» __________ 8                  

 Он видится Вам каким-то иным (запишите) __________________________________________

________________________________________________________________________________

  1.  Определяем уровень интеллекта. Он у него:

 4.1. высокий _______________                      4.3. средний _____________________

 4.2. низкий ________________                      4.4. никакой _____________________

 4.5. другое ______________________________________________________________________

  1.  Определяем уровень образования. У человека, изображенного на портрете, образование:

 5.1. высшее _______________ 82                      5.3. просто среднее ______________ 17

 5.2. средне-специальное_____ —                     5.4. неполное среднее _____________ —

 5.5. начальное _____________ 1

 5.6. другое ______________________________________________________________________

  1.  Определяем род занятий и профессию. Скорее всего, этот человек:

 6.1. работник умственного труда _____ 51            6.8. — // — в искусстве ________  29

 6.2. занят физическим трудом _______                  6.9. — // — в медицине _________ 16

 6.3. он работает в сфере обслуживания ____                  6.10. он управленец (менеджер)______ 7

 6.4. — // — образования ___________                 6.11. работает в сфере торговли__ 1

 6.5. — // — на производстве ________                6.12. банковский работник ______ 1

 6.6. — // — в области экологии _____                 6.13. крестьянин _______________ —

 6.7. — // — в силовых структурах ___                 6.14. пенсионер _______________ 10

 6.15. другое ____________________________________________________________________

 Можно предположить, что его профессия (судя по роду занятий):

 6.16. хирург ___________________ 18                      6.22. лесник _______________ —

 6.17. учитель гум. дисциплин ____ 34                     6.23. мастер производства _____ 8

 6.18. скульптор________________  3                       6.24. спортсмен (тренер) ______ —

 6.19. милиционер ______________  —                      6.25. музыкант ______________ 11

 6.20. дилер ___________________  2                       6.26. медсестра (медбрат) _____ —

 6.21. фермер __________________  —                      6.27. преподаватель вуза  ______ 41

 6.28. другое ___________________________________________________________________

  1.  Определяем характер человека. Можно предположить, что его:

 7.1. отношение к себе:__Уважительное – 51              Критическое – 25____________________

7.2. отношение к другим:___Уважительное – 62       Требовательное – 9___________________  

7.3. отношение к делу: ____Ответственное – 80 _______________________________________

7.4. отношение к вещам: ___Равнодушие – 19           Хорошее (бережное) – 51______________

7.5. другое ______________________________________________________________________

  1. Подумайте, что можно сказать еще об этом человеке:

 8.1. женат (замужем) _________ 85                          8.8. не любим (а) _________________ 8

 8.2. есть дети________________ 91                         8.9. любит ______________________ 54

 8.3. не женат (не замужем)____  4                           8.10. не любит ___________________ 2

 8.4. нет детей _______________  —                           8.11. счастлив (а) _________________ 65

 8.5. здоров (а)_______________  45                        8.12. несчастлив (а)________________ 4

 8.6. не здоров (а) ____________  16                        8.13. добрый (ая)__________________ 80

  8.7. любим (а) __ ____________ 56                        8.14. злой (ая) ____________________ —

                                                                                     8.15. Хобби есть __________________ 50

                                                                                                       нет ___________________ —

 8.16. Вам «видно» в этом человеке что-то еще _______________________________________

          Запишите все, что приходит Вам на ум ________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Теперь мысленно разместите этого человека вокруг себя – в качестве:

 9.1. друга (подруги)__________  11                       9.6. мужа (жены)__________________ 2

 9.2. наставника______________ 56                        9.7. знакомого (знакомой)__________ 17

 9.3. ученика_________________ —                          9.8. соседа (ки)____________________ 4

 9.4. коллеги_________________  19                      9.9. «нехорошего дяди»_____________ 2

 9.5. соседа__________________  19                      9.10. пусть лучше его (ее) не будет рядом____ 2

 9.11. другое ____________________________________________________________________

 

В первом шаге алгоритма чтения портрета (анфас) испытуемые (n = 100) отметили: лоб – 19 %; ухо – 14 %; глаза – 15 %,; взгляд – 12 %; возраст – 12 %; нос и подбородок – по 7 %; руки – 5 %; морщины – 6 %; а также, что он: добрый – 28 %; умный – 10 %; добродушен 12 %; много пережил – 10 %; обладает творческим, пытливым умом – 21 %; коммуникабелен – 10 %; любит детей – 6 % и т.д.

Позволю себе, в этом случае уже не перечисляя характерологические черты личности, отмеченные большинством испытуемых, сразу дать диагноз — предположение.

Мужчина, изображенный на портрете, пожилого возраста, сангвиник, генофил-альтруист, с высоким уровнем интеллекта, весьма высоко образован, он работник умственного труда, скорее преподаватель вуза. Он человек с достоинством, уважителен к людям, очень ответственен в деле, не зацикливается на материальных благах. Можно предположить, что он женат, есть дети, он любит и любим, счастливый и добрый человек. Наверняка, он хороший, добрый и терпеливый наставник.

Такая характеристика (а она выстроена по большинству мнений испытуемых) дает возможность судить весьма основательно о человеке уже по его внешнему виду (в данном случае — портрету).

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сделать два вывода, во-первых, что в массе людей существуют типологические штампы-паттерны в оценке людей по их внешности, а во-вторых, предполагаемый нами алгоритм-метод работает, что может быть с успехом использовано в деловом общении, управлении, в жизни индивида вообще.

    

Литература:

к теме «Физиогномика»

 

  1. Э. Ледо «Трактат о человеческой физиогномии»// Тайна характера. Чтение характера по лицу. // Харьков; «Фолио» 1996 г. 493 стр.
  2. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении// «Читать человека как книгу// Минск М.: 1995 г.
  3. Г. Уайтсайд. «О чем говорят лица»// С.-Петербург. 1996 г.
  4. А. Пиз «Язык жестов»// Воронеж, НПО «Модэк», 1992 г.
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии// Р-на-Дону: «Феникс», 1998 г.
  6. Д.Фаст «Язык тела» М.Вече, 1997 г.
  7. Ж.Б. Делакур «Большой словарь характеров // М. Феникс, 1997 г. 

 

* Примечание: в связи с адаптацией текста статьи для интернет размещения, графическое изображение квадратов отсутствует, оценки просто вписаны в строки.