Фамильный сайт БОЛТЯН

Валентин                                                                     

 

 

 

 

НАЗАД

Психология деловой жизни.

Болтян В.А. – к.с - х.н., доцент,  социальный психолог.

Забайкальский аграрный институт.

Мало – помалу рассеивается недоверие, а то и скептицизм к российскому специалисту, усиливается поток желающих получить специальное образование в России. Что делать, нам в наследство от Советского Союза достались невероятно заидеологизированная высшая школа. История партии, марксизм –ленинизм, научный коммунизм, научный атеизм, марксистско-ленинская философия…Я сполна прошел эту школу и в сельскохозяйственном вузе и в высшей партшколе и, уже в России, - в 90-х годах на психологическом факультете Томского филиала Питерского университета. Пишу так автобиографично, чтобы убедить читателя, что у меня есть основания достаточно объективно сравнивать: как было и как есть.

«Музыку» нынче заказывает рынок, т.е. сегодняшняя деловая жизнь весьма отстранена от идеологии, партийности, она просто деловая (однако же, не без внешней среды: политики, права, СМИ, и т.д.). Такой вот, - деловой экономике необходим знающий профи, особенно нужны, ценны менеджеры, - организаторы и руководители любого дела.

Берусь утверждать, что всякое управление производством, вообще организацией есть главным образом управление людьми, - персоналом этой организации, плюс характерные для данного рода деятельности внешние (для организации) связи.

Перед молодым (да всяким) специалистом неизменно встанут вопросы не только технологического характера, но и вопросы социально-психологические: как войти в коллектив, каким быть, что делать чтобы понравиться людям, как достичь успеха, как работать (как быть) с конкурентом, как далеко пускать в свою жизнь прессу, как избежать (выйти если «встрял») из конфликта, те, что рядом, они какие…и так далее и тому подобное.

В мировой практике остались, к началу XXI века, рудиментарные очажки задиологизированной экономики, когда решается за человека все, в том числе и его место в жизни, судьба вообще. Вся эта, пусть идейная, пирамида решает вопросы трудоустройства, обучения, отношение к люмпенизированной части населения и др.

Наше общество в середине 90-х годов прошлого века, что называется, испугалось ответственности за себя во всем, - от экологических проблем до отношения к бомжу и беспризорному ребенку. Мы все (ну, может быть не совсем все, но большая часть трудоспособного населения) «забуксовали». Эта, с позволения сказать, - социально-психологическая пробуксовка в знаниях и умениях высветилась ярко, болезненно и незамедлительно вызвала к жизни крутые перемены в системе подготовки менеджеров для рынка.

Что должен знать и уметь сегодняшний деловой человек? Человековедение – прежде всего, - это уметь быть среди людей своим и уметь ими управлять, понимать людей «сверху», «снизу» и тех, кто вровень и быть понятым ими. Суметь оценить человека безошибочно и быстро, ибо бессмысленно «подгонять» человека под дело (место), правильное будет найти для каждого, оценив его, нишу. Однако самое главное и самое трудное, на мой взгляд, это умение быть в ладах с самим собой, управлять собой.

Вообще проблема самоменеджмента, есть проблема огромной (если не большей) части деловых людей, - как начать и закончить день, как одеться (украсится… ли), как говорить по телефону, как обуздать поток посетителей, как себя оценить, сделать лучше, эффектнее, а главное, счастливее.

Мы видим эти, и не только эти проблемы, точнее – задачи в подготовке молодого специалиста и стараемся их решать, вооружая студента знаниями прикладной психологии.

Во всех вузах России введена дисциплина «Психология и педагогика», это нужно, важно, но крайне недостаточно. На экономическом факультете ЗабАИ кроме означенной дисциплины студенты изучают «Деловое общение», «Управление персоналом» и «Психологию управления». Все эти уроки мы самым серьезным образом психологизировали.

 Так, формируя умения и навыки делового общения мы во главу угла ставим, само общение «Тебе навстречу идет человек…» - какой он, как с ним быть…он уходит…кто это был, что можно ожидать от него завтра, что можно доверить? Это, в сущности, лейтмотив начальной психологической подготовки студента, а это: физиогномика, психотехники общения, психотипы, психологический портрет, и др. Кстати, книгу под таким названием «Тебе навстречу идет человек…», в ранге прикладной психологии для менеджеров агропромышленного производства мы готовим к выпуску, по заказу Комитета сельского хозяйства Читинской области.

Сегодня еще непривычно для нас (стариков) выражения: самореклама, самопрезентация. Но представить себя безработным умеют сегодня почти все. Как работу искать? С чего начать и как это делается? Мы учим этому. Мы учим искусству деловой беседы, публичной речи вообще, это, кстати, до обидного бездонный пробел в школьном образовании. Абитуриенты умеют отвечать, но совсем не умеют сделать это в должной мере публично.

Особое внимание в нашем вузе уделяется обучению студентов физиономическому мастерству. Читать человека как книгу может (по природе своей) и должен каждый. От этого слишком много зависит в жизни. Мы с фотохудожником Сергеем Евгеньевичем Ботниковым (его ретро-студия по ул. Островского, 13) возродили (создав постоянно действующий «мост», - студия ЗабАИ) производство силуэтных портретов. Лицо в анфас – лицо, в профиль человек, - это «природа схваченная вдруг». У нас учили этому всегда…разведчиков и дипломатов, теперь мы делаем это для всех.

В Японии глава фирмы ежеутренне поет ее гимн. Идон Дорман только в середине XIX в. впервые догадался дать фирме название… потом пришли логотипы, флаги, ets. Сегодняшний специалист должен владеть искусством «Паблик рилейшенз» - искусством работы с публикой, а это ведь совсем не реклама. Сформировать философию фирмы – её морально-этические нормы профессионально-нравственный долг современного делового человека. Мы стараемся этому научить ребят.

Научить будущего специалиста управлять своим эмоциональным состоянием, преодолевать стрессы, сформировать, скажем, скрипт – краткое аутокоррекционное психологическое наставление для собственного подсознания, которое сработает в трудной ситуации непременно, как работает перед ответственной поездкой внутренний «будильник», и обеспечит нужное и потому непременно эффективное состояние психики в трудную (ответственную) минуту. Мы можем и должны влиять на свою судьбу, жизнь, привлекать к себе успех, используя всесильную Природу нашего подсознания (читай: Космического Разума). Это, мы полагаем, сегодня должны уметь делать все.

Закладывать программу эмоциональной сплоченности, высокого и равного социального статуса у студентов мы пробуем уже на нулевом (установочная сессия) или первом курсе, используя для этого четырехчасовой тренинг «Знакомство», - это когда на первую (самую первую) пару в аудиторию входит… психолог…

Над чем мы работаем сегодня и что видим завтра.

 В институте работает факультатив «Психотехника общения», ищем силы (преподавательские) для его тиражирования, желающие знать и уметь больше есть.

Подготовленная программа (программист А. Грохотов он из Комитета сельского хозяйства) по  ускоренному изготовлению двойного портрета видеокомпьютерным методом. Собственно этот метод двойного портрета известен два века. В России полную программу (фото-раздвоение-анализ) разработал Автандал Николаевич Ануашвили в РАН, но она стоит 13000 $. Мы готовимся не к массовому диагностированию и консультации, а через формируемою в ЗабАИ психолого-педагогическую лабораторию, обеспечить психологическое сопровождение тем студентам, кто в этом нуждается. Этот метод, к тому же, дает очень хороший психотерапевтический эффект, лучше сказать аутопсихотерапевтический.

Есть у нас намерения (комната уже выделена) создать кабинет психологической разгрузки. Излишне говорить, как и почему он необходим и учителям и ученикам в XXI веке.

Закончу с чего начал. Учить мастерству профессии важно, учить мастерству человековедения всех без исключения завтрашних специалистов просто необходимо.

 

 

 
 
счетчик посещений mate1
homepage counter Рейтинг: Разное