Фамильный сайт БОЛТЯН

Валентин                                                                     

 

 

 

 

НАЗАД

Бессознательные процессы в сознательном обучении и воспитании

Болтян В.А. – Забайкальский аграрный институт

 

На льду две хоккейные команды, одна заведомо слабее… уже на первых минутах  пропущен гол, вообщем унылая картина для болельщиков этой (слабее которая) команды. И вдруг игроки именно этой команды забивают редкий по красоте гол, забивают в результате осмысленной групповой комбинации! Команду как подменили! Те, - посильнее пытались переломить игру, но безуспешно, «слабых» было не остановить, им удавалось все, шайбы влетали в ворота маститых соперников… Победа: 4:1!

Что обычно после такого матча говорят и пишут? «Команда поймала кураж», - скажут. Что такое этот кураж? Это технический прием или психологическое состояние? Конечно второе! Обучить этому состоянию души не возможно, но его, точнее, готовность к такому взлету души можно воспитать.

Собственно об этой, - тонкой грани соприкосновения обучения и воспитания, в процессе подготовки специалиста, и пойдет речь. Несомненно важно воспитать у завтрашних специалистов чувства патриотизма, гражданского долга, честности, человеколюбия и т.д. и т.п. Но не менее важно (если не важнее всего) помочь человеку стать самодостаточным, научить его быть, я подчеркиваю это, научить его быть способным к адаптации в сегодняшнюю жизнь, психологически толерантным, уметь любить себя, уметь управлять собой, наконец – быть способным к самоактулизации. Всему этому просто научить невозможно, хотя некоторые приемы освоить, конечно, придется, но главное, что потребуется в этом процессе становления личности, - это воспитание веры в себя.

Рискну сравнить это с религиозным воспитанием. Выучить молитву «Отче наш» не так уж и трудно, поверить в то, что есть Творец и обратиться к нему с надеждой и верой, - здесь знания молитвы мало, нужно воспитание становление верующего человека.

Можно, конечно, возразить: «Как можно все брать на веру, а как же научный поиск, сомнения, полемика и т.д.» Что касается науки вообще – надо сомневаться, что касается самого себя, своей будущности здесь нет двух успешных путей, или мы человека научили верить в свои силы (он таким может быть априори) или его ждут неудачи. Мы все в высшей школе готовим завтрашних учителей, менеджеров и т.п. специалист ведь в принципе руководитель, представьте его неуверенного изнутри в самом себе… увы, примеров таких сколько угодно.

Курс «Психология управления» я всегда начинаю с лекции «Психотехника самоуправления», ибо научить каждого верить в себя, управлять собой целый день (в этом суть успешной жизни) с момента пробуждения и до засыпания – значит, научить его быть счастливым, держать «кураж» в своем матче жизни.

Теперь несколько о методах обучения – воспитания веры в себя. С годами практической работы в преподавании прикладных психологических дисциплин я все больше убеждаюсь, что обучить психологии, обучить вообще человековедению (особенно «себяведению) можно только через обучение приемам работы с собственным подсознанием, а главное это воспитать в ученике веру в добрую силу этого подсознания.

Ко мне пришла женщина, (назовем ее Клавдией Николаевной) 45 лет. Она стала падать… внезапно, беспричинно, без боли или потери сознания! Обошла врачей всех специальностей – они развели руками, - причин прямых нет, хотя проблем со здоровьем у Клавдии Николаевны уже немало.

Ну, я то совсем не доктор, даже не психотерапевт, я социальный психолог и потому предложил я ей говорить с собой, своим подсознанием. Объяснил как это надо делать, рекомендовал просить подсознание пусть пока не излечить, но для начала давать какой-то сигнал перед этими странными приступами – падениями.

Клавдия Николаевна хватило месяца чтобы исцелить самую себя: через 20-25 дней она перестала падать, только наклонялась (правда резко), а через 2,5 месяца проблемы (Слава Богу!) не стало.

Главное, что я сделал для этой женщины то, что научил, убедил ее верить себя, говорить с собой, надеяться на себя! Вселить веру в человека – это воспитание или обучение?

… Полагаю и то и другое, однако, главное здесь обретение веры, - веры в нашу человеческую исключительность, в наши безграничные возможности, в то, что каждый из нас и все мы – Космос.

Клавдия Николаевна пришла снова ко мне, теперь уже с проблемами кровообращения в ногах. Ну, что я мог ей предположить, сосудистую хирургию изучают в медицинской академии, но… есть Георгий Николаевич Сытин, - российский академик и кудесник.

Настрои Г.Н. Сытина – это разговор человека с собой, со своим  организмом, разговор на клеточном уровне.

Я дал Клавдии Николаевне настрой Г.Н. Сытина «На улучшение кровообращения в ногах», научил, как им пользоваться… теперь у нее мерзнут ноги, а хирурги сказали: «кровообращение нормальное»… а были многомесячные язвочки…

Этот случай как раз иллюстрирует тезис о том, что мысль управляет материальным миром, сама стремясь к материализации. Наш Г.Н. Сытин, Курт Ч. Тойч в Америке, вся история народного целительства в России (и не только) свидетельствуют: мы можем, работая сознательно с собственным подсознанием, изменить себя, буквально строить (перестраивать) свою жизнь, читай: быть успешным.

В практике обучения, я нередко использую скрипт, - как прием относительно быстрого кратковременного самопрограммирования личности  для преодоления предстартовых или предэкзаменационных страхов. Вот пример.

   Было это несколько лет назад в Забайкальском институте предпринимательства. Читал я там юридическую психологию. Как-то зашел на кафедру уголовного права, беседую. Вдруг открывается дверь и на кафедру влетает плачущая студентка… Плачущая – мягко сказано, она была в истерике, - по причине переноса госэкзамена на 2-3 дня вперед?! Казалось бы, больше времени на подготовку… но она «включила» себя на завтра!!! Ярко выраженный астеник, с огненными руками (по китайской хирологии), тонким, с узкими крыльями носом и низкой (очень низкой) психологической толерантностью … - все это я рассмотрел потом. В той ситуации, я подошел к ней, рухнувшей в кресло и стенающей и строгим голосом предложил: «Бурите бумагу! Ручку! Пишите!» «Что писать?», - обиженно, бессильно спросила она. «Скрипт» - ответил я жестко и стал диктовать…

Девушка успокоилась и сдала успешно потом экзамен, я интересовался. Скрипт – это краткое и конкретное (по случаю) самопрограммирование. Я учу студентов писать их к экзамену, к отчету, к судебному заседанию и т.п. Он небольшой, 50-100 слов, состоит из трех принципиальных частей:

1.     самовнушение готовности к испытанию;

2.     самонаставление, что делать с собой (как, каким быть) в случае затруднения;

3.     разрешения самому себе на неуспех.

Кстати в этом разрешении на неудачу сокрыт главный эффект скрипта. Вообще это один из парадоксов сознания – подсознания, - в разрешении неуспеха, часто «сидит» удача, потому как мы в этом случае спокойны, уверенны, как правило точны.

Резюмируя вышесказанное возьму на себя смелость утверждать, что использование бессознательных процессов в обучении и деловой жизни это тот навык, который, будучи усвоенным, меняет человека, делает его уверенным, успешным, стойким, он сам делает себя счастливым.  Полагаю, это и есть та самая грань, которая объединяет обучение и воспитание, та грань, которая делает человека способным к взлету, если хотите к победному парению («куражу») в своей игре, которая зовется жизнью.

И еще одно предположение. В высшей школе необходимо модифицировать воспитательный процесс, сделав акцент не на формирование, шлифовку, закрепление нравственных постулатов Нагорной проповеди, а на продвижение личности, за годы обучения, к самоактулизации, умению, а главное желанию быть собой, любить себя, уметь слушать свое Я и Космос, быть в гармонии с ним.

 

Библиография:

1.     Вольф Д., Мекле Р. Как преодолевать страх перед экзаменом (Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов) Томск, 1996 г. – 140 стр.

2.     Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во трансперсонального института, 1993 г. – 504 стр.

3.     Дао: гармония мира – М.: ЗАО Эксмо – Пресс, 2000 г. – 864 стр.

4.     Салье Г. Стресс без дипресса. М.: - 1982 г.

5.     Сытин Г.Н. Божественные настрои. Помоги себе сам. т. 1 - . М.: Животворящая сила, 1995 г.

6.     Юнг К. тевистокские лекции. М.: 1993 г. – 240 стр.

  

 
 
счетчик посещений mate1
homepage counter Рейтинг: Разное