Фамильный сайт БОЛТЯН

Валентин                                                                     

 

 

 

 

НАЗАД

К вопросу о психологизации управления

В.А. Болтян – социальный психолог, доцент, к.с.-х.н. ЗабАИ ИрГСХА

 

    Метаморфозы управленческой школы в России налицо. Канула в прошлое чудовищная заидеологизированность управленческого процесса, перенасыщенного марксизмом-ленинизмом и другими измами, что собственно, и служило причиной недоверия, в свое время, к советской высшей школе, и к советским специалистам. Моду на специалиста сегодня правит рынок, в сущности, так и должно быть, ибо в нынешних рыночных условиях перед молодым специалистом встают вопросы не только технологического (в широком смысле) характера, но и вопросы социально-психологические, – как войти в коллектив, каким быть, что делать, чтобы понравиться, как достичь успеха, как быть с конкурентом, как далеко можно пускать в свою жизнь прессу, как выйти (выиграть) из конфликта и так далее, и тому подобное. А если предположить, что каждый специалист, особенно в сельскохозяйственном производстве, всегда есть руководитель какого-то производственного звена, то означенные проблемы обретают окраску вопросов психологии управления. Сегодня само управление заметно психологизировалось как и вся наша жизнь. Теперь никто и ничего не решает за нас, все надо самому, а это трудно, а нередко и больно.

    Специалистов, в целом народ, в советский период подобные проблемы, конечно, беспокоили, но только отчасти. В стране, пусть под идейным знаменем, но существовала четкая система работы с человеком, его идейной, но и духовной, семейной, личной творческой жизнью. Октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты, – вся эта, пусть идейная, пирамида обеспечивала контроль, но и внимание практически о каждом и к каждому человеку. Сюда следует прибавить государственную политику по отношению к люмпенизированной части населения, инвалидам, одиноким старикам. Да, все было жестко, подчас бесчеловечно, но общество в целом было избавлено от этих проблем, бездомный нищий был экзотикой для нас – обывателей. Теперь все это стало нашей жизнью. Никому нет дела до нашей души, все язвы общества наружу, а жить-то надо, ну а если надо управлять?

Уж если еще надо управлять, вести, организовывать людей, выпускник вуза – специалист должен обладать основными познаниями человековедения, уметь управлять людьми, быть своими среди них, работать и чувствовать себя достаточно комфортно, а главное, уметь управлять собой.

Сейчас в госстандарт требований к выпускнику вуза по большинству специальностей введены требования по психологии и педагогике, что своевременно и очень важно, однако просто психологических знаний (следует иметь ввиду незначительный объем часов по означенной дисциплине) будет явно недостаточно и вот почему.

На мой взгляд, самая большая проблема специалиста сегодня – проблема самоменеджмента, – это и как начать, вести и закончить день, как одеваться, как говорить по телефону, как управляться с посетителями, как быть довольным собой, каким быть, чтобы быть успешным, – приемам решения всех этих вопросов студент должен быть обучен в вузе. В жизни специалисту сегодня уже мало быть этичным, знать этику управления, мы в практике обучения студентов готовим будущего специалиста к формированию философии фирмы, – кодекса этических норм, устремлений всех работников фирмы. Обучаем студентов принципам построения этой философии,  так как это совершенно ново для нашего общества, но без чего оно в принципе не может стать светским, не может стать успешным.

Все еще непривычно для нас звучат слова: самореклама, самопрезентация. Но в жизни специалиста приемы саморекламы, овладение алгоритмами поиска работы (чего мы раньше не умели, не знали, это было не нужно) подчас приобретают колоссальное значение. Жизненно важно для специалиста владение искусством деловой беседы, публичного выступления, переговоров (их тоже мы не знали), нас ведь учили только делиться и перенимать передовой опыт.

Есть одно из направлений в психологической подготовке специалиста, которое пока только пробивает себе дорогу – это физиогномика. В жизни, практической деятельности мы никогда не забывали этой древнейшей науки, но умение разбираться в людях по их внешним проявлениям приходит с опытом, поздно, а вот обучали ей только будущих разведчиков и дипломатов, а уметь читать, именно читать как книгу, лицо человека должен и может уметь каждый специалист, тем более руководитель.

Сейчас пошла литература по невербальным средствам общения, физиогномике, но этого очень мало, это, на мой взгляд, должно стать предметом обучения в вузе.

В российских университетах повсеместно открываются факультеты по подготовке специалистов по работе с общественностью – «Паблик рилейшнз», Забайкалье, к сожалению, отстает от этого процесса. На начальном этапе аспекты этого направления в подготовке специалистов могут быть заложены в курсе психологии управления.

Хочу затронуть еще одну грань в подготовке специалистов народного хозяйства, – речь пойдет об умении самонастраиваться, расслабляться, мобилизовываться. В практике работы менеджеров, естественно в обучении студентов, Западной Европы давно и широко используются методы психологической самоподготовки к испытаниям (экзаменам), преодолению предстартовых страхов и т.п. Разве мы не обязаны, выпуская в сложный сегодняшний мир молодого специалиста, обучить его этим приемам. Умение самостоятельно преодолеть страх, беспокойство, нерешительность неоценимо для дела, для успеха, для здоровья, наконец.

Требования к специалисту сегодня совсем не похожи на вчерашние, нам всем непросто врастать в рынок, но мы теперь уже можем построить так процесс обучения, чтобы выпускник не нырял в новую жизнь как в омут, а был готов работать с собой во всех случаях, работать с другими, смог отыскать свое место в новом обществе.

Основам управления (менеджмента) сейчас обучают во всех вузах и практически по всем специальностям, на мой взгляд, необходимо обязательно дополнять образование обучением психологии управления.

В Забайкальском аграрном институте – филиале Иркутской государственной сельскохозяйственной академии вот уже несколько лет практикуется ведение элективного курса «Социология и психология труда» по всем специальностям, где эта дисциплина не предусмотрена учебным планом. С начала 1997-1998 учебного года на экономическом и бухгалтерском факультетах дополнительно введена дисциплина «Психология управления», а с 2002-2003 учебного года и «Психология делового общения», кстати их ввели в учебные программы все технические и коммерческие вузы Читы.

Проведен в качестве эксперимента эксклюзивный психологический Т-курс (психотренинг) по 20-часовой программе с нулевым курсом (установочным) экономистов, с целью повышения эмоциональной сплоченности и социометрического статуса студентов в группе.

Учить мастерству профессии очень важно, учить мастерству человековедения всех без исключения завтрашних специалистов просто необходимо.

 

 

 
 
счетчик посещений mate1
homepage counter Рейтинг: Разное