(программа, рекомендуемая литература, контрольные вопросы и задания, методические указания, глоссарий)
Учебно-методический комплекс «Психология управления» предназначен для организации интерактивного обучения студентов как аудиторно (очное обучение), так и вне аудитории (заочное обучение). В работе собраны: рабочая программа дисциплины, план и подробная аннотация изучаемых тем, рекомендуемая по-темно литература, контрольные вопросы, контрольные задания для заочников, методическими рекомендациями по их выполнению. Программа так же снабжена словарем психологических терминов и приложениями.
С рабочей программой тесно связана рабочая тетрадь – включенная в состав учебно-методического комплекса и охватывающая 12 изучаемых тем из различных разделов программы.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов экономического и технологического факультетов, а так же может быть использован всеми, кто интересуется психологическими аспектами в управлении, вообще человековедением.
Курс «Основы научных исследований» — неотъемлемая составляющая образовательной программы всех ступеней высшего профессионального образования, имеющая в вузовской практике свои специальные организационные формы, а различные элементы и виды научно-исследовательской деятельности широко используются в учебном процессе на протяжении всех лет обучения студента.
Предметом курса является овладение методами и совокупностью приемов исследования конкретных общественных явлений и процессов в сельском хозяйстве.
Цель курса – подготовка студента к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, овладение методологией и методами научных исследований, генерации идей, анализа научных исследований, совершенствование методов публичного выступления, подготовки докладов, научных статей, курсовых и выпускных квалификационных работ. Формирование у студентов таких качеств личности как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность, творческое отношение к труду, стремлению к самосовершенствованию.
Задача курса – обучить студентов основам научных исследований:
— методологии и методам научных исследований в экономике;
— методам индивидуальной и коллективной генерации идей;
— приемам логического и латерального мышления;
— методам рационального подбора, чтения и конспектирования научной литературы;
— подготовке рефератов, научных докладов, отчетов, статей;
— методам публичного выступления;
— подготовке и написанию курсовых и выпускных квалификационных работ.
Курс «Основы научных исследований» имеет системный характер, так как, раскрывая в общей системе закономерности научной деятельности человека, предопределяет овладение навыками и умениями: логики и фантазии, предположениям и анализу, углубленному изучению наук и формированию своего собственного взгляда на проблему, учета мнения оппонентов и научно аргументированного отстаивания собственной точки зрения и др.
Курс «Основы научных исследований» базируется на дисциплинах: философии, истории, экономической теории, экономическом анализе, статистике, математике, психологии, социологии и других специальных дисциплинах в контексте экономического образования.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
— цели, задачи, структуру основ научных исследований;
— методологию, методы и совокупность приемов исследования конкретных и общих явлений процессов в агропромышленном производстве;
— планирование и организацию научных исследований;
— нормативные и технические документы для организации и выполнения НИР;
— приемы генерации идей;
— задачи и формы научно-исследовательской работы студентов;
— методику подготовки и написания выпускной квалификационной работы;
— методики проведения научного исследования, оформление отчета, методы подготовки научной статьи и доклада.
Приобрести практические навыки и уметь:
— пользоваться всеми доступными источниками информации;
— рационально подбирать и читать научную литературу (Интернет-сообщение);
— составлять картотеки, аннотации, конспекты прочитанного;
— применять на практике методы индивидуальной и коллективной генерации идей;
— владеть приемами логического и латерального мышления;
— вести наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализировать результаты;
— поставить научный эксперимент;
— подготовить отчет по работе, тезисы, научный доклад, статью;
— выступать с научным сообщением, докладом, вести полемику, оппонировать и пропонировать;
— готовить и защищать курсовые проекты и выпускную квалификационную работу.
Иметь навыки: общения, беседы, опроса, беглого и углубленного чтения, скорописи, работы на ПЭВМ, в Интернете, публичной речи, пользования всеми видами библиографических каталогов, коллективной поисковой, опытнической и научно-исследовательской работы, изложения доступным и образным языком своих мыслей, результатов наблюдения, опытов и т.д.Таблица 1
Объем дисциплины и виды работ
Виды учебной работы | Всего часов | семестры | |
3 | 4 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 120 | 120 | — |
Аудиторные занятия | 60 | 60 | — |
Лекции | 30 | 30 | — |
Самостоятельная работа | 60 | 60 | — |
Вид итогового контроля | зачет |
|
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Разделы и темы дисциплины | Виды занятий (часов) | ||
лекции | ЛПЗ | сам. работа | |
Раздел 1. Введение в дисциплину. Тема 1. Аудиторное восприятие материала. Конспектирование как запись смысла. Синтагмы в лекции. Денотат мысли и антиципация. Особенности сокращений в русском языке. Тема 2. Предмет, цели и задачи курса. Экономические явления и экономический процесс. Системный подход и планирование научных исследований в экономике. |
2
2 |
2
— |
4
— |
Раздел 2. Методы научных исследований в экономике агропромышленного производства. Тема 1. Методы экономических исследований: 1. Исторический. 2. Статистико-экономический. 3. Монографический. 4. Социологический. Тема 2. Методы экономических исследований: 5. Экспериментальный. 6. Расчетно-конструктивный. 7. Абстрактно-логический. Тема 2. Методы экономических исследований: 8. Экономико-математический. 9. Комплексно-программно-целевой. 10. Балансовый. |
2
2
2 |
2
2
2 |
4
4
4 |
Раздел 3. Научная идея. Тема 1. Приемы индивидуальной и групповой генерации идей. Логическое и латеральное мышление. |
2 |
2 |
8 |
Раздел 4. Чтение научной литературы. Оформление результатов экономических исследований. Подготовка научной статьи, научного доклада, отчета о научных исследованиях. Тема 1. Работа с научной (деловой) литературой. Конспект – картотека НАВДОТФКН. Тема 2. Скорочтение. Таблицы Шульте. Тема 3. Подготовка научного доклада, реферата, научной статьи, отчета о научных исследованиях. Тема 4.Публичная речь – как публичное мышление. |
2
2 2
2 |
3
6 2
2 |
4
6 6
4 |
Раздел 5. Методика подготовки выпускной квалификационной работы. Тема 1. Методы подготовки выпускной квалификационной работы: разработка гипотезы, целей и задач, исследований их планирование, методы и организация. Введение, теоретические и правовые аспекты работы. Тема 2. Основные разделы выпускной квалификационной работы: экономический анализ хозяйства, состояние дел по исследуемой проблеме. Тема 3. Проектная часть работы. Выводы и предложения. Тема 4. Библиография и приложения в выпускной квалификационной работе. Алгоритмы защиты выпускной квалификационной работы. |
2
2
2
2 |
2
1
1
1 |
4
4
2
2 |
Итого | 30 | 30 | 60 |
Раздел 1. Введение в дисциплину
Тема 1. Аудиторное восприятие материала
Особенности аудиторного восприятия материала. Лекция – как уникальный, неповторимый метод обучения.
Конспектирование лекции – как процесс записи смысла. Недопустимость диктантов в лекции.
Синтагмы в публичной речи (лекции).
Денотата мыслей и антиципации.
Особенности и приемы сокращенной записи на русском.
Подготовка к самостоятельным научным исследованиям – неотъемлемая часть экономического образования. Экономическое явление и экономический процесс. Исследование – как процесс познания сущности явления. Предмет экономических научных исследований.
Методология и методы научного исследования, овладение методами и приемами экономических исследований – главная задача курса.
Понятие системы в природе, обществе, материальном производстве. Структура системы. Системное окружение. Параметрические показатели системы. Экономическая система в человеческом обществе. Системные объекты: вход, процесс, цель, обратная связь и ограничения.
Экономический факторный анализ.
Планирование экономических исследований. Система экономических показателей в агропромышленном производстве.
Раздел 2. Методы научных исследований в экономике агропромышленного производства
Тема 1. Методы экономических исследований: исторический, статистико-экономический, монографический, социологический
Исторический метод исследования как орудие познания общественных явлений и процессов. Приемы исторического метода исследований: периодизации, исторической детализации, анализа единства и борьбы противоположностей, исторического моделирования, прием активного действия.
Статистико-экономический метод исследования. Приемы обработки и анализа статистических данных: экономическая группировка; средние и относительные величины; графический прием; экономические составления; параллельные ряды; прием косвенного использования группировок; индексной; регрессионно-корреляционный и дисперсионный анализ.
Монографический метод исследования, его приемы: комплексно-функционального анализа; сопоставление; детализации; изучения взаимосвязей с помощью аналитических показателей: цепных подстановок и разности; суммирования относительных показателей; выявление резервов производства; матричных моделей.
Социологический метод исследования: теоретическо-логическая интерпретация категорий и понятий. Анализ факторов (общих, специфических, прямых, косвенных, объективных, субъективных). Анкетирование (сплошное, выборочное, групповое, индивидуальное, открытое, закрытое, полузакрытое), анонимное. Интервьюирование. Социометрический опрос. Социологический эксперимент. Моделирование – в социологических исследованиях.
Тема 2. Методы экономических исследований: экспериментальный, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический
Экспериментальный метод исследования. Отличие эксперимента от наблюдений и мысленного эксперимента.
Техническое нормирование, зоотехническое, полевые и производственные опыты. Использование приемов экспериментального метода при прогнозировании общественных явлений.
Расчетно-конструктивный метод исследования. Совокупность научных приемов расчетно-конструктивного метода: выделения основного звена, при проектных решениях; взвешивание; проектных расчетов с использованием данных, характеризующих явление; аналогия с учетом сезонных изменений явления в предыдущие годы; разложение абсолютного прироста пропорционального темпам роста факторов; поэлементных и укрупненных расчетов; от достигнутого с учетом эффекта мероприятий; использования скользящих динамических рядов; экстраполяции; проектных расчетов с использованием экономических группировок; интегральных индексов; проектных расчетов с использованием нормативов; аналитических расчетов; проектных решений с учетом принципа оптимальности и равенства условий; факторальных расчетов, проектных расчетов с учетом опыта передовых хозяйств; предельных значений; оценки различных вариантов решения вопроса; значимых разностей с использованием модуля воздействия; матрицы координат; проектных расчетов с использованием математических формул; расчетных моделей по заранее принятым параметрам; прием функционально-стоимостного анализа; эвристического приема; обобщения предложений с мест.
Абстрактно-логический метод исследования. Понятие рабочей гипотезы. Приемы индукции и дедукции; анализа и синтеза; аналогии; сопоставлений; восхождения от абстрактного к конкретному; системно-структурный; формализации; моделирования; программирования; прогнозирования.
Тема 3. Методы экономических исследований: экономико-математический, комплексно-программно-целевой, балансовый
Экономико-математический метод исследования. Экономические модели. Математическое программирование. Экономические расчеты с помощью теории игр. Использование монограмм. Приемы экономической кибернетики. Критерии оптимальности. Комплексно-программно-целевой метод исследования. Приемы метода:
— комплексного анализа исходного уровня развития всей совокупности явлений и процессов;
— паспортный прием;
— системно-нормативный прием;
— прием системных технико-экономических расчетов;
— прием балансовых моделей;
— прием организации экономических экспериментов по изучению комплексных программ;
— прием математического программирования;
— всенародное обсуждение плана развития явлений и процессов в комплексных программах.
Балансовый метод исследований. Приемы балансового метода:
— анализ исходного уровня явления или процесса;
— координация и сбалансирование на принципе двустороннего счета;
— прямой и нормативный счет;
— балансовые коэффициенты взаимосвязи;
— приемы перегруппировок и структурный;
— калькуляция;
— контроль счетный, логический, встречный, законности, обоснованности измерений, наблюдений и выполнения;
— прием шахматного баланса.
Раздел 3. Научная идея
Тема 1. Приемы индивидуальной и групповой генерации идей. Логическое и латеральное мышление
Роль подсознания в творческом процессе. Сочетание логики и интуиции в творчестве. Приемы ухода от логического окружения в решении проблемы.
Стадии решения проблемы: изучение, выработка идей, отсев применимых идей, планирование нововведений, обратная связь и анализ.
Приемы индивидуального решения задач, генерации идей: абстрагирование, уклонение от господствующей идеи, игнорирование аналогов, метод перевернутых ситуаций, элемент случайности, игра, множественные факторы воздействия, юмор.
Групповые методы решения творческих задач: «Мозговой штурм» (А. Осборн), синектика (У. Гордон), методы: фокальных объектов, контрольных вопросов, пробежки по алфавиту, морфологического анализа, воплощения в личность. Латеральное и логическое мышление. Порядок, структура, соотношение в творческом процессе. Понятие уровня и точки зрения в творчестве. Интуиция. Мыслительный аппарат. Медитация.
Раздел 4. Чтение научной литературы. Подготовка научной статьи, научного доклада, отчета о научных исследованиях
Тема 1. Работа с научной (деловой) литературой. Скорочтение. Конспект-картотека в алгоритме НАВДОТФКН
Библиография. Алфавитный и системный каталоги. Межбиблиотечный абонемент. Реферативные издания. Подбор литературы по исследуемому вопросу. Алгоритм чтения и картотечного конспектирования научной статьи. НАВДОТФКН: название, автор, выходные данные, основная тема, факты, критика, новизна. Реферат и ключевые слова статьи.
Правила составления списка литературы в научной работе. Цитаты, ссылки, сноски.
Тема 2. Скорочтение. Таблицы Шульте
Гигиена чтения. Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения. Правила быстрого чтения. Доминанта в чтении научной литературе. Широта поля чтения. Запоминания прочитанного. Ежедневные нормы чтения. Таблицы Шульте – как основной метод в обучение поиска ключевых слов в научном тексте.
Антиципация и денотаты мысли в чтении.
Тема 3. Подготовка научного доклада, реферата, научной статьи. Отчет о научных исследованиях. Алгоритмы публичного выступления
Планирование научных исследований. Подготовка научного доклада: генерация темы, цель доклада, задачи, плана № 1, сбор материала, его анализ, план доклада № 2, написание, апробация. Отчет о научных исследованиях: титульных лист, исполнители, реферат и ключевые слова, содержание, введение, выбор направления исследований, экспериментальные исследования, выводы, библиография.
Публичное выступление: цель, время и место, знакомство с залом, изучение социальной характеристики предполагаемых слушателей, внешний вид, выход, невербальное поведение, публичная речь – как публичное мышление, ответы на вопросы. Интерактивная составляющая публичного выступления с лекцией (докладом). Анализ выступления.
Раздел 5. Методика подготовки выпускной квалификационной работы
Тема 1. Методы подготовки выпускной квалификационной работы: разработка гипотезы исследований, их планирование, методы и организация. Введение в выпускную квалификационную работу. Теоретические и правовые аспекты работы
Выпускная квалификационная работа как научное исследование. Гипотеза (идея) исследования: генерация идеи (групповая или индивидуальная), анализ, проверка (апробация), деталировка. План научного исследования по теме выпускной квалификационной работы: цель исследований, программа, методика, этапы, место, объект и предмет исследований, инструкции исполнителям, сбор и анализ результатов, выводы, апробация.
Введение в выпускную квалификационную работу: обозначение темы, актуальность, гипотеза работы, цель, объект и предмет исследований, задачи, методика, этапы, новизна, апробация, практическая ценность работы.
Теоретические и правовые аспекты выпускной квалификационной работы, подбор литературы, изучение.
Теоретические аспекты – как глава выпускной квалификационной работы. Правовые аспекты темы: Законы, Указы, Постановления Правительства, Приказы МСХ РФ, другие правовые документы, на основе которых осуществляется деятельность предприятия исследуемого в выпускной квалификационной работе. Региональный аспект проблемы: правовые документы, оргструктуры, практика работы.
Тема 2. Основные разделы выпускной квалификационной работы: экономический анализ хозяйства, состояние дел по исследуемой проблеме, проектная часть работы, выводы и предложения. Библиография и приложения. Алгоритмы защиты выпускной квалификационной работы
Краткая характеристика (организационно-экономическая характеристика объекты исследований) организация: природно-климатические условия, экономика, результаты деятельности, организация учетной и экономической работы, внутрихозяйственный контроль, финансовая деятельность.
Аналитическая часть работы: оценка состояния изучаемого объекта; внешняя и внутренняя среда организации; состояние (анализ) дел по исследуемой проблеме.
Проектная часть выпускной квалификационной работы: оценка анализа состояния дел по исследуемой проблеме; разработка проекта (рекомендаций) по совершенствованию работы организации в изучаемом направлении. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий.
Выводы и предложения. Органическая связь выводов и анализа, сделанных дипломником. Рекомендации по существу исследуемой проблеме.
Алгоритмы защиты: подготовка, апробация доклада, ознакомление с предполагаемым составом ГЭК, помещением, условиями и временем выступления. Внешний вид. Невербальное поведение. Интонации. Ответы на вопросы.
«Основы научных исследований» для студентов,
обучающихся по специальности 080502 и 080109
Рейтинговая система предусматривает бальную оценку сквозного характера. Студент по нарастающей набирает баллы в течение всего семестра.
Оптимальная сумма за семестр: 3630 баллов. Студент может набрать и больше, поднимая, тем самым, свой общий рейтинг.
Участие в научной работе не оценивается в баллах, так как эта деятельность в текущей оценке не нуждается. Слабый студент просто не готов вести научные исследования.
Зачетный уровень баллов – 65 % от оптимального. Студенты набравшие 2360 и более баллов за семестр, получают зачет – авто. Не набравшие эту сумму баллов сдают зачет на общих основаниях (если имеют к нему допуск по посещаемости).
Виды учебной работы, их бальные оценки, минимальные и максимальные, представлены ниже.
№ п/п | Виды учебной работы | Размах оценки | Максимум за семестр |
1 | Посещение лекции (опоздание (-10 баллов) | 20 | 340 |
2 | Участие в практическом занятии (опоздание (- 5 баллов) |
10 |
170 |
3 | Конспектирование: оценка помесячная, выборочная | 30-125 | 500 |
4 | Высказывание по теме занятия, участие в тренинговом упражнении на практическом уроке |
10 |
170 и более |
5 | Выступления публичные (зачетного уровня): 1 3 5 более 5 |
10-20 10-30 10-50 30-100 |
40 60 100 200 и более |
6 | Доклад на заданную тему (не менее 3) | 30-100 | 200 и более |
7 | Статья (не менее 1:5 стр. машинописи) | 40-100 | 200 и более |
8 | Реферат по заданной (избранной) теме (не менее 7 стр. машинописи) |
50-200 |
400 и более |
9 | Изучение научной статьи: НАВДОТФКН, реферат, ключевые слова (зачетного уровня) |
50-200 |
200 |
10 | Скорочтение, зачет после 500 зн/мин. 700 900 2000 2100 | 50 70 90 200 250 |
250 и более |
11 | Этикет студента (еженедельная оценка) | 10-50 | 800 |
| Всего | х | 3630 баллов |
_
(нужное подчеркните или допишите)
Студенты выполняют вариант задания в соответствии с первой буквой своей фамилии.
Вариант А, Б, В
Вариант Г, Д, Е
Вариант Ж, З, И
Вариант К, Л, М
Вариант Н, О, П
Вариант Р, С, Т
Вариант У, Ф, Х, Ц
Вариант Ч, Ш, Щ
Вариант Э, Ю, Я
Составьте библиографический список, используемой Вами, для выполнения контрольной работы, научной литературы (не менее 7 наименований).
8.1. Общие указания по выполнению и оформлению контрольной работы
По дисциплине «основы научных исследований» студенты-заочники выполняют контрольную работу. На лабораторно-экзаменационной сессии, предшествующей отчетной по означенной дисциплине, студент получает индивидуальное задание для выполнения его в межсессионный период.
Выполнение контрольных работ поможет вам разобраться в основных положениях изучаемой темы, освоить важнейшие понятия в научно-исследовательской работе. Вы получите первый опыт практического применения навыков научной работы.
После выяснения варианта контрольного задания необходимо приступить к подбору и изучению рекомендуемой (и не только) литературы. Вначале подбирается основная литература, затем дополнительная – это учебники, монографии, периодика. В процессе изучения литературы рекомендуем вам делать выписки, ксерокопии схем, рисунков и др. На основе изученной литературы отобранного материала формируется план работы.
Контрольную работу выполнять на сшитых листах писчей бумаги. Лучше, если это машинопись (ЭВМ), но приемлема и рукопись, однако в этом случае следует писать как можно разборчивее, нивелируя особенности почерка.
Следует иметь в виду, что неразборчиво написанная работа может быть возвращена, в этом случае ее необходимо повторно представить на проверку только в машинописи.
В контрольной работе 5 вопросов: первый – теория, все остальные практические занятия, однако их выполнение неизменно требует ознакомления со специальной литературой.
В ходе написания ответа на первый и второй вопросы обязательно ссылаться на источники, авторы, делайте, при необходимости, сноски в тексте. Список используемой литературы приведите в конце работы. Хорошо, если вы выскажите собственное видение проблемы. Крайне важно привести примеры по обсуждаемому вопросу из вашей практике, жизни вообще.
Третий и четвертый вопросы – практические задания. Составление конспекта научной статьи из отраслевого журнала, периодики. Здесь важен лаконизм и методически четкие ответы по шагам алгоритма: название, автор, выходные данные, основная тема (о чем статья). Факты (в т.ч. нормативно-правовые документы используемые в статье). Критика – это, в сущности, выражение вашего мнения, вашего отношения к материалам статьи. Новизна.
Подготовка тезисов по материалам одной из ваших курсовых работ – есть по сути краткая 1 – 1,5 стр. научная статья об актуальности избранной темы, состояния дел по изучаемому вопросу, что вами сделано, какие вы делаете выводы и рекомендации.
Заключительный пятый вопрос – это задание по формированию библиографического списка работ (не менее 7 наименований), используемых при написании курсовой работы и собственно контрольной. Список должен быть составлен в строгом соответствии с правилами библиографии.
Введение
В организации заочного обучения имеется трудно восполнимый пробел – значительная потеря времени контакта студента с преподавателем, вызванная архаичной формой организации проведения контроля успеваемости студентов. При обычной длине лабораторно-экзаменационной сессии в 25 дней студенты сдают, 3-5 зачетов, 2-3 экзамена, кроме того, защищают рефераты, курсовые работы и проекты. Можно предположить, что студенты порой «простаивают» в коридоре треть сессионных дней.
Было бы рациональным использовать экзамен не только как форму контроля успеваемости студента, но и как форму научения, воспитания, как средство направления дальнейших учебных занятий студента.
Решению обозначенной выше проблемы могло бы содействовать проведение контроля успеваемости студентов методом фацилитативно-рейтингового круга. Метод основан на психическом феномене группы-фацилитации, сущность которого в повышении энергетического потенциала людей, собравшихся в группу (круг). Работа в таком круге неизбежно вызывает ассоциации, идет воспоминание, догадка, озарение, обеспечивается интенсивное мышление участника.
Опираясь на некоторый опыт работы со студентами в таком круге, предлагаем читателю следующую методику.
Методика проведения контроля успеваемости студентов методом фацилитативно-рейтингового круга
Метод опирается на два психологических феномена группы. Во-первых, фацилитацию, т.е. явление повышения энергетического потенциала людей, собравшихся в группу. В результате происходит захват внимания участника группы, активизация его поведения и мышления. Вторым, не менее важным феноменом группы, является способность людей в ходе коллективного мышления (обсуждения) генерировать до 90 % идей. Эти феномены, по существу, и являются теоретической базой метода.
Если при очной форме обучения экзаменационная сессия – это проверка знаний, при заочном обучении сессия – это научение, методическая подготовка, воспитание студента, в сущности это все отпущенное программой время контакта студента с преподавателем.
Всю методику можно разбить на четыре этапа:
К началу экзамена (зачета) формируются группы студентов в зависимости от численности на курсе, но не более 15 человек. При большом количестве участников круга теряется динамика работы, студенты устают, снижается их активность, учебный эффект круга.
Пришедшие на испытание студенты берут билет (полагаем целесообразным и на зачетах давать возможность студентам «вытаскивать» вопросы, что снимает субъективизм во взаимоотношениях преподаватель-студент) и готовится к ответу в течение часа. Поскольку преподаватель на этом этапе свободен от собственного приема экзамена, есть возможность контроля за ходом подготовки к ответу каждого студента, оказания ему методической помощи, поддержки, подбадривания, в целом, создания спокойной атмосферы. Здесь можно предложить, в зависимости от вопроса, заранее подготовить схему-эскиз на доске, оказать другую возможную помощь и поддержку экзаменующимся.
По истечении часа подготовка заканчивается, и все студенты рассаживаются в аудитории кругом. При необходимости переходят в другое помещение, в этом случае его следует подготовить заранее. Стулья должны расставаться таким образом, чтобы каждый студент, не поворачивая головы, мог видеть всех участников экзамена.
Это достижимо только в том случае, когда круг абсолютно правильный. В круге не должно быть свободных стульев, пустых мест. Все участники рассаживаются так, чтобы каждый мог легко положить книгу, листок на колени соседям справа и слева.
Преподаватель обязательно занимает одно из мест в круге. Рассадив студентов, он должен подробно разъяснить методику приема экзамена до начала работы в круге. Общеизвестно, что время, затрачиваемое на ответ, обычно обратно пропорционально знаниям, поэтому время ответа ограничивается, так как быстрота ответа — всегда показатель прочности и уверенности знаний. В практике редко специалисту представится возможность излагать свои мысли подробно, потому что время в деловой жизни очень ценится. Таким образом, ограничение времени ответа служит, во-первых, косвенным показателем уверенности знаний, во-вторых, учит студента (скорее, заставляет учиться) говорить коротко, по-существу.
Мы используем для этих целей песочные часы. Обычно это три минуты. Однако, участники экзамена уведомляются, что если ответ интересен, или студент настаивает на более продолжительном ответе, или, порой, просто не может «выйти» из темы, завершить ответ, ему предоставляется дополнительно одна минута и, обязательно, тоже песочная (зримая).
Студентам разъясняется также, что во время работы в круге по рейтинговому принципу учитывается каждый заданный ими по существу вопрос, дополнение к ответу, замечание.
В начале обсуждается первый (любой из билета) вопрос. Убегающее время отвечающему помогает контролировать тот, кто отвечал перед ним (успокоившийся студент). Песочные часы устанавливаются на некоторой возвышенности в центре круга.
По завершении ответа студента по вопросу, преподаватель предлагает задать отвечающему вопросы. Если таковые есть, регулирует, уже без часов, время ответа. Затем предлагает студентам дополнить ответ, подчеркивая, что каждое дополнение, и даже вопрос, заданный отвечающему, повышает рейтинг участника круга, вплоть до освобождения его от ответов на вопросы по своему экзаменационному билету. (Об этом целесообразно очень четко сказать до экзамена, повторив в период подготовки к ответу и перед началом работы в круге. В этом случае студенты становятся заметно спокойнее, увереннее, а главное, не отключаются от содержания вопросов, обсуждаемых на круге, не зацикливаются только на своих вопросах. Этот прием, па наш взгляд, готовит исподволь студента не к демонстрации отдельных данных и фактов, отложившихся в памяти, а к демонстрации уровня сознательного мышления.
Процедура обсуждения каждого вопроса-ответа, дополнения к ответу на рейтинговых условиях обеспечивает выявление способностей студента делать логические построения, творчески пользоваться накопленными знаниями.
Роль преподавателя на этапе ответов-дополнений состоит в том, чтобы обеспечить активность студентов, корректно приостановить длинноты в выступлениях, уберечь отвечающего от депрессии, если ответ его был слабым и дополнении очень много. Делаем мы это посредством предложения отвечающему, после каждого дополнения со стороны, дополнить себя. Чаще так и происходит, и в этом сила круга, его фацилитативного эффекта. В этих условиях мощно подключается подсознание человека и всплывает информация, вызвать которую в сознание в обычных условиях невозможно.
В ходе работы преподаватель сразу же исправляет заведомые неточности, ошибочные тезисы и т.п. ошибки, которые, будучи «выпущенными», осядут в памяти участников круга.
В круге идет очень интенсивный процесс: для кого повторение, а для кого обучение по всему курсу рассматриваемого предмета. Немаловажное значение имеет и тот факт, что информация в круге имеет, главным образом, горизонтальныйхарактер, т.е. ее носители-сокурсники, часто друзья, им всегда больше веры, эта информация бесконтрольно пропускается в сознание. Нередко по каким-то вопросам возникает стихийная полемика, которую мы всячески поддерживаем, порой, достаточно просто помолчать, дать студентам время поспорить.
По окончании работы над первым вопросом делается перерыв на 10-15 минут. Атмосфера экзамена, «заведенность» участников, неосознанная опора на товарищей исключают экзаменационную нервозность, попытки шпаргалить и т.п. На кругу всем все ясно, кто, что и на сколько знает.
Второй вопрос обычно проходит суше, прагматичнее. Сильные уже получили высокий рейтинг, слабые не располагают знаниями, чтобы дополнять. Здесь уместно, на наш взгляд, активизация слабых: «набирайте, набирайте, вы можете» и т.п. И поощрение знатоков: «вас интересно было бы услышать, а что вы думаете по этому поводу?» и т.п.
Участникам, по завершении рассмотрения всех вопросов, объявляются оценки за ответ на каждый свой вопрос, количество и качество заданных вопросов, сделанных дополнений, участие в обсуждении и итоговая оценка. Обычно после такой работы они объективны, бесспорны, и невербально поддерживается большинством участников круга.
Заключение
Суммируя вышеизложенное, можно сказать следующее:
а) приемы экзамена в фацилитативно-рейтинговом круге удлиняет на 5-7 часов рабочий контакт студента с преподавателем;
б) работа в круге есть активный познавательный процесс и по обсуждаемому (отчетному) курсу, и по самооценке, и по переоценке сокурсников, идет научение искусству работы в коллективе, искусству публичного выступления;
в) за этот день знания участников круга несомненно прибывают, чего нельзя сказать об обычном экзаменационном дне;
г) пассивные участники круга становятся, в худшем случае, слушателями «обзорной лекции» в круге, рассказанной их товарищами, и поэтому убедительной и запоминающейся.
Наконец, такой экзамен на людях, в круге, по-иному раскрывает студентов. Они видят друг друга в другом свете, обретают навыки публичного выступления, общаются вербально и, что очень важно, невербально; работая в круге, они просто становятся дружнее.
Библиография:
Глоссарий
Абстракция, абстрагирование – мысленный отрыв от действительности, изучаемого явления, от воздействующих на него отношений, расчленение – вычленение частей или качественных особенностей.
Актуальность – важность вопроса, темы (обсуждаемой, курсовой, дипломной и т.п. работы).
Алгоритм – неизменный порядок (очередность) операций, методов, разделов и т.п.
Анализ – оценка вообще или разделение целого явления на части, их оценка. Оценка процесса или явления:
а) индуктивно – изучение элементов и их сведения;
б) дедукция – от общего явления к частному.
Аналогия – похожесть. Синектика – суть наука об аналогиях: прямой, личностной, символьной, метафорической, межпредметной, фантастической, фигуральной.
Анкетирование – выявление мнений осведомленных лиц о существе изучаемого процесса или явления.
Антиципация – смысловая догадка по части (обрывку) текста или фразы.
Апробация – оценка качества:
— сортов в агрономической селекционной работе;
— работы (доклада, статьи, диссертации и т.д.)
Априори – бесспорное, не требующее доказательств утверждение. Например: «После ночи наступит день», «Все люди смертны» и т.п.
Баланс, балансовый метод исследований – совокупность приемов, обеспечивающих выявление существующих взаимосвязей и пропорциональность различными явлениями и процессами. Метод изучения переваримости кормов у животных. Шахматный баланс – межотраслевые, межрайонные и др взаимосвязи.
Бит – начальная единица информации (1000 бит – 1 байт, 1000 байтов – 1 килобайт, 1000 килобайт – 1 мегабайт … мегабайт и т.д.).
Введение – начальная (вводная часть научного труда (курсовой, дипломной работы, диссертации, монографии, учебника). Как правило, включает в себя: актуальность работы, гипотезу, цель, объект и предмет исследований, задачи, методы, апробацию, практическую ценность, новизну.
Выводы – заключительная часть доклада, статьи, в целом научной работы. Как правило, выводы проистекают из материалов самой работы, из сделанного, найденного, оцененного исследователем.
Гипотеза – обоснованное научное предположение о закономерной причиной связи, вызывающей определенные факторы или явления. (А что, если …?!).
Дедукция – метод анализа, абстрактно-логического мышления: от общего к частному (снизилась урожайность потому что: недостаток влаги, не та агротехника, не тот сорт, не те люди (не то мастерство их) и т.д.).
Задачи – в научных исследованиях – это шаги по достижению цели исследований и доказательства выдвинутой гипотезы.
Идея – замысел построения научного эксперимента, сюжета, кинофильма, поступка, решения (направления решения).
Инновация – процесс внедрения новшества, см. новизна, новшество.
Интуиция – наше внутреннее «Я», обладающее способностью воспринимать информацию из вне помимо наших знаний, мыслей, рассуждений. «Интуиция – писал К.Г. Юнг, — это функция, с помощью которой можно видеть то, что происходит «за углом», что попросту невозможно, но кто-то как будто делает это за нас, и Вы ему доверяете» (К.Г. Юнг «Тевистокские лекции» Киев: СИНТО, 1995 – 11 с.).
Консенсус – решение, принятое единодушно. Общее, без оппонирования, мнение.
Латеральное мышление – свободный (без «нельзя») подход к решению задачи и метод использования информации. Информация при латеральном мышлении не фетиш, а средство для достижения конкретного результата. «Бег по почкам» — рассуждать о почках (какая крепкая, какая нет) – главное пройти болото … и проходят. Цель латеральное мышление – генерации идеи, творчество.
Лекция – форма устно-наглядного обучения. Предполагает значительный (в 16 раз больше того, что можно сказать в ходе лекции) объем знаний лектора, ораторское мастерство. В принципе недопустима диктовка учебного материала в ходе лекции.
Логическое мышление – последовательно-поступательное, с опорой на информацию (факты) мышлением вытекающие из него выводы. Образец логического мышления построение программ для ЭВМ, их работа.
Методология – принцип, вид, способ исследований (экономические, зоотехнические, агрономические и т.д.).
Объект исследований – отрасль, совокупность производственных структур, системы ведения отрасли, управления, оплата, маркетинг, население и т.д.
Оппонент – соперник, противник, человек не приемлеющий ваших воззрений по какому-то направлению знаний и активно оппонирующий, спорящий с вами опираясь при этом на свои (авторские ли) исследования, факты, примеры и т.п. Здесь недопустимо критиканство и беспочвенное отрицательство.
Отчет научный – научный труд по итогам проделанных исследований. Включает: состав исполнителей, реферат, ключевые слова, введение, цель (обоснование) исследований, методику, место, время, виды исследований, их результаты, выводы и предложения, библиографию.
Предмет исследований – общественные явления и процессы в области материального производства. В конце исследований, как правило, выводы и предложения.
Пропонент – поддерживающей Вас, вашу точку зрения человек в научном споре.
Процесс экономический – закономерное, последовательное изменение явлений от простого к сложному (явление экономическое – повторяющиеся действие людей). Единица исследований: хозяйство, колхоз, совхоз, ОАО, площадь земли, группы животных и т.д.).
Резюме – а) краткий итог научной статьи. Размещается автором в конце научного изложения;
б) краткое содержание научной статьи научного отчета;
в) персональное резюме – краткие, в определенном алгоритме, сведения о себе. Используется обычно при поиске работы.
Статья научная – научный труд, отражающий воззрение автора по какой-то научной проблеме или итоги научной работы. Как правило, включает в себя: актуальность исследований, гипотезу, методы, место, время и объемы исследований, результаты и выводы.
Тезис – лаконично изложенное направление исследования, результат исследования, мнение, план, идея чего-то и т.п. Часто эта форма изложения мыслей используется при планировании исследований и докладах об их итогах.
Фацилитация – феномен группы, — выражающийся в оживление, активизации, воспоминании, генерации идей и т.д.Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы научных исследований» предназначена для обучения и закрепления навыков скорочтения, конспектирования как лекций в аудитории, так и при работе с научной литературой, освоения методов экономических исследований в агропромышленном комплексе. Овладение навыками подготовки докладов публичной речи, написании научной статьи, ведение дискуссий, проведение анкетирования, опросов. Выработке навыков подготовки к исследованиям их проведению и написанию (по материалам исследований) выпускной квалификационной работы, методам и приемам ее защиты.
Студентам, при работе с тетрадью, рекомендуется вначале просмотреть свои конспекты по этой теме. Прочитать самым внимательным образом, — для обеспечения эффекта системного познания, описание изучаемой темы в 1 части комплекса. После этого можно приступить к выполнению предложенных упражнений.
Помните! Даже простейшее упражнение станет бесценным, если Вы осознаете, для чего оно, для достижения какой цели надобен тот или иной навык.
И от обратного: не поставив перед собой цель – не беритесь за изучение деталей, «осколков» какого-то направления знаний.
Ну, определяйте свою цель и в добрый путь!
Тема 1. Аудиторное восприятие материала
«Образование — это умение нарисовать (написать) свои мысли
на белом листе!»
Синтагма – это законченная мысль. Сущность конспектирования в улавливании завершенной синтагмы и быстрая запись ее несколькими словами-битами информации по сути высказанного тезиса.
Читайте тезис-синтагму:
Продовольственная безопасность России нарушена, точнее – утеряна. Более 40 % продовольствия, потребляемого в стране, импортируется из-за рубежа. К примеру: Франция импортирует 1,7 % продовольствия, ФРГ – 2,1 % и т.д. Мяса говядины в России и вовсе завозится 85 %?! Все это не только остановило в стране аграрное производство, но и отбросило его на десятилетия назад. 37 млн. гектаров пашни (государство прокормить можно) в залежах.
Теперь напишите свой денотат, — суть сказанного но … не более чем 10-ю словами.
___________________________________________________________________________________________
1,5 – 2 см. знаки акцентирования ? !! № В
Д.С. Р.S. | Конспект
Вопрос Важно Nota Bene – записать, важно! Противоречие См. выше
Для справки Послесловие и т.д. | 4-5 см. Словарь … Литература … Имена … Вопросы … |
Наработайте для себя еще 10-15 знаков акцентирования по конспекту.
_____________________________________________________________________________________
СССР, РФ, АТС, ГОСТ, АО …
_______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________
Кт псл тб псм бз глснх?
(Кто послал тебе письмо без гласных)
_________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________
Мб, т.е. (может быть, то есть).
________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Трбвние, тргвля и т.д., р-та, ф-ма, соц-м и т.д.
________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Раздел 4. Чтение научной литературы
Техника быстрого чтения
Смотреть на зеленую точку надо перед сном, в течении 10 минут, не старайтесь в ходе созерцания читать текст, со временем (при условии упорного и ежедневного созерцания), поле зрения Вас будет с каждым днем расширятся и Вы будете охватывать одним взглядом вначале фрагменты, а потом и весь текст.
Текст упражнения «Созерцание зеленой точки»
Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко учиться быстро читать. Занимаясь, я остаюсь свободным, свежим. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе о чем идет речь. Текст любой трудности я читаю только один раз. Всегда использую первое правило быстрого чтения – читать без регрессий. Глаза бегут легко и свободно только вперед. Я умею так читать. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Зрительный образ алгоритма мне четко, ясно. Читая текст, я свободно раскладываю его содержание в блоки алгоритма. Все лишнее отбрасываю. Новая программа чтения действует теперь сама собой, по привычке. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение – доминанту. Ясно вижу ее. Она высвечивается, как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда могу записать ее своими словами, на языке собственных мыслей. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Он не дает проговаривать. Я буду помнить его всегда. Я читаю все быстрее и быстрее. Чувствую, что с каждым днем мое зрение становится более острым, сосредоточенным, сильным. Поле моего зрения постоянно расширяется. С каждым днем я все лучше и лучше вижу всю страницу, вижу весь текст сразу. Ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально, сверху вниз, по центру страницы. Я могу прочитать одну страницу за пятнадцать секунд, за семь секунд, за одну секунду. Вижу текст, как на экране. Ясно вижу всю страницу сразу. Я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране – полно и точно. Я читаю очень быстро. Я наслаждаюсь техникой быстрого чтения. Я читаю свободно, легко, с упоением. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я читаю быстро. Я закодировал новые программы и коды чтения в своем мозге, в совеем сознании. Я буду быстро читать всегда.
Примечание: кружочек закрасить зеленым цветом.
а) вам выдадут текст научного характера с определенным количеством знаков – «N».
б) вы, фиксируя время, читаете его как можно энергичнее (быстрее), но так чтобы понять суть и без регрессий (возвращениях по тексту).
в) затраченное на прочтение текста время в секундах переведите в доли минуты (t’) по нижеследующей таблице:
Перевод секунд в доли минуты | |||
секунды | доли минуты | секунды | доли минуты |
5 | 0,08 | 35 | 0,58 |
10 | 0,17 | 40 | 0,67 |
15 | 0,25 | 45 | 0,75 |
20 | 0,33 | 50 | 0,83 |
25 | 0,42 | 55 | 0,92 |
30 | 0,5 | 60 | 1 |
г) Вам будет задано 10 вопросов по смыслу прочитанного Вами контрольного текста. Сами себе (искренне) ответьте: «знаю», «не знаю». Сколько правильных ответов (без подглядывания в текст) таков коэффициент понимания («К») 9 из 10 = 0,9; 6 из 10 = 0,6 и т.д.
По формуле: V = N/t’ х К
Где V – скорость чтения, зн/мин.
N – количество знаков в тексте.
t’ – время, затраченное на прочтение текста в минутах.
К – коэффициент понимания.
Обращайте внимание на выходные данные: где, когда напечатано. А также кто автор? Название и т.д.
За среднюю скорость чтения принято – 1500 зн/мин.
Выше средней – 1800 зн/мин.
Быстро – 3000 – 5000 зн/мин.
Очень быстро – 10000 зн/мин.
а) найдите книгу научного характера, которую Вы не читали, лучше если это будет книга из области Вашей профессии;
б) читайте ее ежедневно последовательно в следующем алгоритме:
— 10 минут на предельной скорости;
— 5 минут (продолжая по тексту) вдумчиво, спокойно;
— 10 минут быстро;
— 5 минут медленно.
а) Созерцайте в одном из квадратов центральную цифру, удерживая одновременно в боковом поле зрения угловые цифры. Найдите, не двигая глазные яблоки, все числа от 1 до 25. Засеките время поиска. Доведите это время до 13 – 15 секунд (только честно!).
9 | 5 | 11 | 23 | 20 |
| 7 | 18 | 8 | 11 | 22 |
14 | 25 | 17 | 19 | 13 |
| 16 | 25 | 13 | 2 | 9 |
3 | 21 | 7 | 16 | 1 |
| 6 | 10 | 1 | 20 | 5 |
18 | 12 | 6 | 24 | 4 |
| 15 | 24 | 17 | 14 | 19 |
22 | 15 | 10 | 2 | 8 |
| 3 | 12 | 21 | 23 | 4 |
22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
| 15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
8 | 2 | 10 | 3 | 23 |
| 1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
17 | 12 | 16 | 5 | 18 |
| 18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
1 | 15 | 20 | 9 | 24 |
| 17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
19 | 13 | 4 | 14 | 6 |
| 7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
5 | 14 | 12 | 23 | 2 |
| 14 | 18 | 7 | 24 | 21 |
16 | 25 | 7 | 24 | 13 |
| 22 | 1 | 10 | 9 | 6 |
11 | 3 | 20 | 4 | 18 |
| 16 | 5 | 8 | 20 | 11 |
8 | 10 | 19 | 22 | 6 |
| 23 | 4 | 25 | 3 | 15 |
21 | 15 | 9 | 17 | 1 |
| 19 | 13 | 17 | 12 | 2 |
а) Читайте примерно 10 см. столбца с максимальной скоростью. Запишите денотат мысли по прочитанному.
б) Читайте 2 столбца по 15 см. каждый …
в) Читайте страницу …
г) Читайте всю статью.
Прочитайте научную статью в интегральном алгоритме НАВДОТФКН. Запишите все характеристики. Составьте реферат (резюме) по статье объемом не более 50 слов. Составьте список ключевых слов статьи (не более 15).
Прочитайте научную статью в дифференциальном алгоритме:
а) читая текст, выделяйте смысловые ряды;
б) определите смысловую доминанту статьи, их может быть не одна, а 2 – 3.
в) выделите ключевые слова, несущие главную информационную нагрузку по существу статьи.
Полученный текст (газета, журнал) читайте закрывая колонку листочками бумаги, линейками по 25 % с каждой стороны. Получается, — закройте по 30 % текста с обеих сторон.
Проработайте так 30-40 см. текстовых колонок. Вам могут дать специально подготовленный «урезанный» текст. Постарайтесь додумать изначальный смысл и содержание этих текстов.
РАЗДЕЛ 3 на редактировании РАЗДЕЛ 3 на редактировании
Раздел 4. Публичная речь
Дыхание и речь
Упражнение 1.
Лаконичность
Упражнение 2.
Двадцатью словами опишите внешность сидящего рядом с Вами студента (позиция, манеры, внешность, выражение лица и т.д.).
Минутный экспромт
Упражнение 3.
Вам будет предоставлена возможность выбрать карточку с неоконченным предложением, типа … «Я и Россия…», «О женщинах могу сказать …», «Когда я встречаю нового человека …» и т.п.
Выступите перед аудиторией (группой) с минутным экспромтом. Будьте интересны, раскованны, понятны.
Раздел 5. Подготовка реферата, выпускной работы
Тема 1. Методы подготовки работы
Упражнение 1.
По каждой из предлагаемых тем сформируйте:
Актуальность
Гипотезу
Цель
Объект исследований
Предмет исследований
Задачи
Методы
Значение
(Смотрите алгоритм «Введение»).
Введение
(алгоритм)
Процесс экономический – закономерные, последовательные изменения (явлений) от простого к сложному.
Раздел 6. Подготовка научного доклада
Тема 1. Научный доклад
Упражнение 1.
Напишите план доклада по каждой из предложенных тем:
Упражнение 2.
Изучите предложенные планы дискуссий. Обдумайте свою позицию и предстоящее выступление. Включайтесь в обсуждение всей темы дискуссии.
Дискуссия № 1
на тему: Дворовое хозяйство в аграрной экономике Забайкалья
(по курсу НИРС)
1.1. Сравнительная статистика поголовья животных (динамика, выводы).
1.2. Сравнительная статистика производства продуктов животноводства (динамика, выводы).
1.3. Кормопроизводство в дворовом хозяйстве. Состояние, перспектива.
1.4. Картофель и овощи в области и дворовом хозяйстве.
1.5. Двор и зерно. Что завтра?
1.6. Занятость, скрытая безработица и бомжи в селах Забайкалья. Что дальше?
1.7. Крупные (различные формы) и дворовые хозяйства – союзники или соперники?
1.8. Землей надо торговать! Это товар.
1.9. Земля не товар, это основа всего!
2.1. Где и как можно заработать селянину?
2.2. Народные промыслы в Забайкалье:
а) они есть повсеместно;
б) их нету. И статистики ведь нет.
2.3. Как «завести» в село маркетинг?
2.4. Рынок продовольствия. Он чей? Как быть дальше?
2.5. Как относится к импорту продовольствия.
2.6. Почему у нас не вяжут пуховые платки?
2.7. Роль муниципальных органов в развитии народных промыслов.
2.8. Народный промысел на автодорогах области. Куда он идет?
2.9. Кто должен думать о развитии народных промыслов: Москва, Чита, Борзя, Цурухайтуй, … КНР, … сами люди… кто?
3.1. Принципы кооперации по А.В. Чаянову.
3.2. Кто может быть кооператором? Зачем это ему? А нам всем, зачем?
3.3. Вообще, — Чаянов … Чаянов … кто это такой? Рассказываю …
3.4. Кооперация селян в Забайкалье сегодня. Она есть (нету), какая?
3.5. Вертикальная и горизонтальная кооперация. Что лучше?
3.6. Лучше вернуть колхозы, совхозы, — как было!
3.7. Гастарбайтеры на полях и продовольственных рынках это хорошо!
3.8. Гастарбайтеры на полях и продовольственных рынках это крах Забайкальского села!
3.9. Дачные кооперативы:
а) свое отжили;
б) жизнь продолжается.
Дискуссия № 2
на тему: «После получения диплома …»
Вопрос 1-й: Что лучше после получения диплома:
а) свободный выбор места работы;
б) направление на работу с квартирой, подъемными …
в) выбор темы выпускной работы с учетом места будущей работы;
г) отработать, где уж придется, 3 года и вернуться домой;
д) другое.
Вопрос 2-й: Кем лучше быть?
а) в АО (лучше закрытом) бухгалтером, где знаешь, что у тебя есть акции, и ты что-то получишь на них;
б) вообще быть собственником, иметь капитал, а рабочих, в т.ч. специалистов нанять;
в) иметь не капитал, а интересное дело, быть в команде, ценить себя в нем и чтобы другие ценили;
г) лучше быть топ-менеджером (наверху управленческой пирамиды) получать приличную зарплату;
д) однако, лучше вовсе не «пахать», а удачно выйти замуж за ________;
е) стать общественной деятельницей, политиком (Дума, партии, др.)
ж) уехать из России в __________________;
з) другое.
Вопрос 3-й: Где лучше работать?
а) в бюджетной организации, там всегда есть зарплата;
б) у богатого дяденьки;
в) в солидной частной фирме;
г) в организации с богатыми традициями;
д) в государственном агропредприятии;
е) в кооперативе, где все равны и всем до всего есть дело;
ж) ЗАО или АО, где ты собственник;
з) иметь свое, пусть небольшое дело;
и) другое.
Примечание: количество выступлений в дискуссии не ограничено, однако время одного выступления должно быть в пределах 1 минуты.