Зубкова Е.В. –студент IV – курса экономического факультета ЗабАИ
Научный руководитель: Болтян Валентин Александрович,- социальный
психолог, доцент кафедры экономики ЗабАИ
Полагаю, что ни у кого не вызывает сегодня сомнений утверждение, о том, что решающее значение в успешном функционировании организации играют психологическое состояние людей и то, как и какие складываются взаимоотношения между членами коллектива. Ведущие менеджеры мира полагают, что 80% успеха дела обеспечивают настрой людей, уровень их эмоционального подъема.
Обеспечить активизацию работников, вообще управлять ими не возможно без непосредственного контакта, общения, перманентной оценки эго – состояния человека, его настроения, и в целом его сущности.
Одним из важнейших инструментов в управлении людьми, общении вообще, является физиогномика.
Физиогномика – есть наука о прочтении сущности личности по внешним признакам человека, походке, позе, жестах, мимике, интонации, и что особенно важно по чертам лица и форме рук.
В психологической лаборатории нашего института разработан метод физиогномо – хирологической диагностики личности. Важную роль в этой методике играет видеокомпьютерный метод двойного портрета.
Гипотезой нашей работы было предположение, что конструирование изображений человека из правой (духовной) и левой (жизненной) частей лица позволит более полно судить о его личностных качествах.
В апреле 2005 года у нас в ЗабАИ мой научный руководитель Болтян В.А. проводил мастер-класс для психологов специальных учебных заведений города Читы на тему «Физиогномический метод определения социотипа личности», в рамках этого мероприятия были также представлены фрагменты видеокомпьютерного портрета в физиогномо-хирологической диагностике личности. Я принимала участие в этом мероприятии и в качестве ассистента Валентина Александровича, и в качестве модели клиента психологической лаборатории.
Отсюда целью моей части, представленной Вам, работой было более глубокое освоение видеокомпьютерного метода в целом, прочтение портрета личности в анфас и в профиль.
При этом обозначились следующие задачи:
— изучение соответствующей литературы;
— наработка объема прочитанных портретов;
— освоение, использование полученных навыков физиономиста, в практической деятельности.
Методами в моей работе служили:
— алгоритмы прочтения внешности человека в анфас и в профиль разработанные В.А.Болтяном;
-видеокомпьютерный метод двойного портрета Автандала Николаевича Ануашвили;
-методы индукции и дедукции.
Поскольку я уже участвовала в подобном мероприятии, где демонстрировались мои портреты (то есть я решилась на такой шаг – выставить свое внутреннее «Я» на публичное обозрение). Я и сегодня буду демонстрировать свое изображение, поскольку предложить кому-то быть в качестве модели клиента психологической лаборатории я не рискнула.
Представляю Вам саму себя: Зубкова Елена Владимировна . Однако это изображение годичной давности. Мои однокурсники и старшекурсники нашего факультета в той или иной мере умеют читать портрет анфас. Здесь формируется большей частью социальная характеристика человека:
-общее впечатление о нем;
-возраст;
-уровень интеллекта;
-ведущий темперамент;
-род занятий;
-уровень образования;
-характерологические черты (отношение к себе, другим, делу и вещному миру);
-очень важно мысленно как бы «разместить» эту личность вокруг себя: в качестве друга, коллеги, начальника и так далее.
Подробный комментарий представленного Вам моего портрета я пока делать не буду.
Профильное изображение человека, особенно силуэтный портрет, по образному выражению психологов есть природа захваченная врасплох. Профильный портрет позволяет увидеть внутреннее содержание физиолого-нравственную характеристику личности:
-общей уровень развития;
-силу ума;
-уровень целеустремленности;
-душевное свойство;
-интеллект и логические способности;
-отношение к себе и к другим;
-волевые качества;
-творческие способности;
-энергетику;
-здоровье.
Все эти возможности физиогномической оценки личности значительно усиливаются, если анализировать тройной портрет.
В центре фотопортрет, справа от него – конструкция облика из правой (духовной) части лица, слева – конструкция из левой (жизненной или земной) части лица.
Не надо быть выдающимся физиономистом, что бы увидеть значительную разницу между духовным и жизненным портретами.
Приведу общую мою характеристику сделанную по тройному портрету в нашей лаборатории: Уравновешена. Толерантна. В целом добра. Самомнение. Есть игриво-артистичные черты. Активна. Устремленность к влиянию на человека. Практична. Сдержанна. Деловита. Умеренна. Некоторая душевная скупость. Суженное мировосприятие. Легкий цинизм. Выраженная дисгармония между ценностями – целями и ценностями средствами. Недостаток духовности. Возможно движение к прагматичному примитивизму.
Как говорится, не вооруженным глазом видно, что устремление души, ее серьезные помыслы (см. духовный портрет) далеко не всегда поддерживает тело, там земные интересы, суета жизни вообще (см. портрет слева)
Согласитесь, друзья, что получить такой путеводитель по собственному внутреннему миру своей жизни в целом, очень важно. Знаешь куда и как идти.
Хочу, еще раз отметить, что представленный Вам Мой облик годичной давности. Я уже другая. К тому же, такой триптих имеет и психотерапевтический эффект. Просто созерцание его обеспечивает обретение внутренней гармонии.
Буквально на кануне конференции я сфотографировалась и представляем вашему вниманию новый свой облик.
Смотрите: я здесь другая, но увидеть это на портрете не так просто ( сменила прическу, одежду, украшение вот вам и новый облик) . И совсем другое дело, если рассмотреть двойной видеокомпьютерный портрет.
Обращаю ваше внимание на то, что и духовные и жизненные портреты в данном случае значительно менее отличаются как между собой так и соотносительно фотографического портрета. В нашей лаборатории по этому портрету был поставлен следующий диагноз: улучшена гармония личности ! Конечно до совершенства мне еще далеко , но именно посредством видеокомпьютерного метода подсознание находит пути гармонизации личности.
Таким образом, видеокомпьютерный метод, как составная часть физиогномического прочтения человека, на наш взгляд, весьма эффективен, доступен, не дорог. Этот метод используется в диагностики личности, и полагаю, может оказать серьёзную помощь человеку в обретении им гармонии, а также служить методом оценки и аттестации человека в процессе управлении персоналом организации.