Во взаимоотношениях людей ведущее, скорее решающее, значение имеет визуальная репрезентативная система. Не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Очевидно, что визуальное восприятие дает несравнимо больший объем информации об изучаемом объекте. Сравните, к примеру, сколько можно на одну дискету «скачать» текста (до 300 стр.) и всего лишь одну фотографию размером 20х15 см.
По-видимому, этой особенностью восприятия человеком окружающей действительности объясняется непременное желание любого работодателя встретиться с претендентом на вакантную должность воочию. Именно так, воочию, мы только и можем влюбиться. Так, глаза в глаза, мы выясняем самые сложные отношения. Так, рассмотрев человека, мы чаще всего готовы его оценить.
Мы в обучении студентов деловому общению, управлению персоналом, в целом психологии управления стремимся научить их искусству физиогномики — оценки характера, деловых и нравственных качеств человека по его внешности. В сущности надо, обучая мастерству физиономиста, добиться того, чтобы человек поверил в себя, свои силы, разрешил себе видеть личность, пропуская его облик–содержание к себе в подсознание. Читать человека как книгу нам дано от природы, важно поверить в эту свою способность, суметь подключить интуицию (свою и общечеловеческую) для полного анализа и выводов по рассматриваемому субъекту.
Гипотеза наших исследований, в своей сути, вынесена в название статьи, так как, на наш взгляд, люди в основном едины в своих оценках личности. Отсюда можно предположить, что группа людей (коллектив) может оценивать одного итого же человека очень, похоже, или вовсе одинаково. Собственно так обычно и бывает, когда заканчивается формирование мнения коллектива о новом сотруднике.
Целью наших исследований мы ставили разработку удобного, приемлемого в производственных условиях, метода прочтения – оценки личности по его внешности.
Мы разработали инструментарий — алгоритмы (см. ниже) чтения портрета человека в анфас и в профиль. В эксперименте участвовало сто (n = 100) испытуемых: студенты, преподаватели, группа врачей, группа бухгалтеров, обучающихся на курсах повышения квалификации. Испытуемым (каждому) выдавали портрет и бланк алгоритма чтения, в котором он отмечал те, приведенные в алгоритме, качества личности, которые, по его мнению, ей присущи или дописывал что-то другое, по своему усмотрению.
Рис. 1 Портрет женщины (профиль)
Результаты исследований приведены в самом тесте алгоритма прочтения личности.
Чтение портрета (профиль) (n = 100)
Пожалуйста, напишите:
— Что в облике женщины бросилось в глаза____________________________
— Ваше первое впечатление в целом __________________________________
Эта деталь портрета «говорит» о том, что она:
2.1.обыкновенная_______________ 9 2.6. недалекая ___________________-
2.2. умна______________________ 63 2.7. изящна умом своим___________ 48
2.3. очень тонко устроена________ 65 2.8. сообразительная______________ 38
2.4. выспренна_________________ 4 2.9. туповата ____________________-
2.5. упряма____________________ 19
другое (напишите, пожалуйста)______________________________________________
Сделайте отметку (отметки) в квадратиках, соответствующих Вашей оценке, или напишите нечто другое внизу. Можно отметить и квадратик (ки), и сделать свою приписку. (* см. примечание администратора)
3.1. суженном мировосприятии______- 3.6. слабомыслии____________-
3.2. широком кругозоре____________ 54 3.7. сильном уме____________ 53
3.3. пытливости___________________ 27 3.8. слабом уме______________-
3.4. отсутствии пытливости_________ 1 3.9. упрямстве______________ 30
3.5. логическом мышлении__________ 48 3.10. безволии______________ 4
3.11. другое __________________________________________________________________
4.1. слабости натуры______________ 6 4.7. податливости_____________ 11
4.2. сильной натуре______________ 34 4.8. неуступчивости___________ 10
4.3. упрямстве__________________ 19 4.9. высокой самооценке_______ 27
4.4. безволии____________________ 3 4.10. низкой самооценке_______ 2
4.5. артистизме__________________ 44 4.11. робости________________ 19
4.6. гордости____________________ 31 4.12. смелости_______________ 19
4.13. другое __________________________________________________________________
5.1. большой ___________________ 50 5.4. высокий _________________ 30
5.2. маленький _________________ 8 5.5. длинный_________________ 36
5.3. низкий ____________________ 5 5.6. короткий ________________ 10
Форма, размер и характер прикрепления носа к лицу могут свидетельствовать о том, что она:
5.7. активна ____________________ 45 5.13. нервная ________________ 4
5.8. пассивна ___________________ 3 5.14. уравновешенная _________ 33
5.9. добрая _____________________ 55 5.15. чуткая __________________ 44
5.10. злая ______________________ — 5.16. бессердечная_____________ 4
5.11. успешна __________________ 47 5.17. любознательная __________ 53
5.12. неудачница _______________ — 5.18. нелюбознательная ________ —
5.19. другое __________________________________________________________________
6.1. экзальтированна ____________ 3 6.8. имеет интел. наклонности _ 28
6.2. расчетлива _________________ 16 6.9. коммуникабельна _________ 25
6.3. пуглива ___________________ 7 6.10. способна к рисовке _______ 7
6.4. слабохарактерная ___________ 3 6.11. может быть неискренней __ 12
6.5. чувственна _________________ 68 6.12. остроумна _______________ 38
6.6. умеренно-спокойная _________ 37 6.13. у нее вялые мысли ________ —
6.7. импульсивна _______________ 8 6.14. добродушна ______________ 35
6.15. недоверчива _____________ 4
6.16. другое __________________________________________________________________
7.1. упрямстве _________________ 36 7.6. суховатости ________________ 7
7.2. заботе о своей чести ________ 32 7.7. умозрительных наклонностях _ 7
7.3. сдержанности ______________ 36 7.8. энергии ___________________ 22
7.4. робости ___________________ 15 7.9. устремлении к удобству _____ 24
7.5. боязливости _______________ 3
7.10. другое __________________________________________________________________
8.1. возвышенна ________________ 32 8.7. имеются творч. способности_ 60
8.2. добрая _____________________ 47 8.8. обладает внутр. силой_______ 34
8.3. туповата ___________________ — 8.9. смелая ____________________ 10
8.4. остроумна _________________ 22 8.10. жаждет перемен ___________ 7
8.5. проницательна______________ 23 8.11. робкая ___________________ 14
8.6. обладает ясным умом________ 45 8.12. авантюрна ________________ 10
8.13. другая __________________________________________________________________
9.1. обладает высоким интеллектом_ 71 9.14. жестка в обращении __________ 5
9.2. у нее низкий интеллект ______ — 9.15. даровита ____________________ 37
9.3. гармоничная личность ______ 30 9.16. склонна к идеализации ________ 13
9.4. несговорчива ______________ — 9.17. нетерпелива _________________ 7
9.5. труслива __________________ 1 9.18. обладает высоким уровнем энергии ___ 24
9.6. нерешительна ______________ 6 9.19. здорова ______________________ 42
9.7. тугодум ___________________ 1 9.20. нездорова ____________________ 3
9.8. неумна ___________________ — 9.21. слабая энергетика _____________ 3
9.9. разрушительная натура _____ 4 9.22. большой запас внутр. сил ______ 37
9.10. простовата ______________ 4 9.23. нет запаса внутр. сил __________ 4
9.11. осторожна ______________ 4 9.24. высокие духовные качества ____ 4
9.12. внутр. упорядочненна_____ 4 9.25. гармония (общая) ____________ 4
9.13. угрюма _________________ 4 9.26. дисгармония (общая) _________ 4
9.27. другое ___________________________________________________________
В первом шаге алгоритма прочтения профиля испытуемые отметили: нос – 33 %, ум – 27 %, глаза – 23 %, лоб – 14 %, красоту – 23 %, доброту – 11 %, целеустремленность – 9 %, изысканность – 9 % и др.
Как видно по результатам исследований, испытуемые по отдельным чертам лица отметили: умна – 63 %, очень тонко устроена – 65 %, («антропологическая дуга»), широкий кругозор – 54 %, сильный ум – 53 %, (лоб) добрая – 55 %, любознательная – 53 %, (нос) чувственна – 68 %, (рот) творческие способности – 60 %, (профиль) высокий интеллект – 71 %, (уши) и т.д.
Следует отметить, что в целом, по признакам различных черт лица, испытуемые (n = 100) отметили, что изображенная на портрете женщина:
умна – 293 раза; обладает высоким интеллектом – 152 раза;
упряма – 96 раз; добра – 148 раз; обладает высшим уровнем энергетики – 116 раз; логично мыслит, пытлива, любознательна – 155 раз;
чутко чувственная – 111 раз.
Следует, на наш взгляд, учитывать при анализе личности и оценки тенденциозного характера (35-49 %).
Чтение портрета мужчины (см. рис. 2) проводили по отдельному алгоритму, по той же методике.
Рис. 2 Портрет мужчины (анфас)
Чтение портрета (анфас)
— Что бросилось в глаза ________________________________________________________
— Первое впечатление __________________________________________________________
2.1. холерик _____________ 19 2.3. флегматик __________________ 19
2.2. сангвиник ___________ 54 2.4. меланхолик _________________ 13
Отметьте в квадратике избранное Вами определение или запишите другое (особое) впечатление. (* см. примечание администратора)
3.1. эгофильный ____________ 14 3.5. доминантный _______________ 12
3.2. генофильный ___________ 29 3.6. либертофильный _____________ 15
3.3. альтруистический _______ 25 3.7. дагнитофильный _____________ 17
он «почемучка» __________ 8
Он видится Вам каким-то иным (запишите) __________________________________________
________________________________________________________________________________
4.1. высокий _______________ 4.3. средний _____________________
4.2. низкий ________________ 4.4. никакой _____________________
4.5. другое ______________________________________________________________________
5.1. высшее _______________ 82 5.3. просто среднее ______________ 17
5.2. средне-специальное_____ — 5.4. неполное среднее _____________ —
5.5. начальное _____________ 1
5.6. другое ______________________________________________________________________
6.1. работник умственного труда _____ 51 6.8. — // — в искусстве ________ 29
6.2. занят физическим трудом _______ 6.9. — // — в медицине _________ 16
6.3. он работает в сфере обслуживания ____ 6.10. он управленец (менеджер)______ 7
6.4. — // — образования ___________ 6.11. работает в сфере торговли__ 1
6.5. — // — на производстве ________ 6.12. банковский работник ______ 1
6.6. — // — в области экологии _____ 6.13. крестьянин _______________ —
6.7. — // — в силовых структурах ___ 6.14. пенсионер _______________ 10
6.15. другое ____________________________________________________________________
Можно предположить, что его профессия (судя по роду занятий):
6.16. хирург ___________________ 18 6.22. лесник _______________ —
6.17. учитель гум. дисциплин ____ 34 6.23. мастер производства _____ 8
6.18. скульптор________________ 3 6.24. спортсмен (тренер) ______ —
6.19. милиционер ______________ — 6.25. музыкант ______________ 11
6.20. дилер ___________________ 2 6.26. медсестра (медбрат) _____ —
6.21. фермер __________________ — 6.27. преподаватель вуза ______ 41
6.28. другое ___________________________________________________________________
7.1. отношение к себе:__Уважительное – 51 Критическое – 25____________________
7.2. отношение к другим:___Уважительное – 62 Требовательное – 9___________________
7.3. отношение к делу: ____Ответственное – 80 _______________________________________
7.4. отношение к вещам: ___Равнодушие – 19 Хорошее (бережное) – 51______________
7.5. другое ______________________________________________________________________
8.1. женат (замужем) _________ 85 8.8. не любим (а) _________________ 8
8.2. есть дети________________ 91 8.9. любит ______________________ 54
8.3. не женат (не замужем)____ 4 8.10. не любит ___________________ 2
8.4. нет детей _______________ — 8.11. счастлив (а) _________________ 65
8.5. здоров (а)_______________ 45 8.12. несчастлив (а)________________ 4
8.6. не здоров (а) ____________ 16 8.13. добрый (ая)__________________ 80
8.7. любим (а) __ ____________ 56 8.14. злой (ая) ____________________ —
8.15. Хобби есть __________________ 50
нет ___________________ —
8.16. Вам «видно» в этом человеке что-то еще _______________________________________
Запишите все, что приходит Вам на ум ________________________________________
_______________________________________________________________________________
9.1. друга (подруги)__________ 11 9.6. мужа (жены)__________________ 2
9.2. наставника______________ 56 9.7. знакомого (знакомой)__________ 17
9.3. ученика_________________ — 9.8. соседа (ки)____________________ 4
9.4. коллеги_________________ 19 9.9. «нехорошего дяди»_____________ 2
9.5. соседа__________________ 19 9.10. пусть лучше его (ее) не будет рядом____ 2
9.11. другое ____________________________________________________________________
В первом шаге алгоритма чтения портрета (анфас) испытуемые (n = 100) отметили: лоб – 19 %; ухо – 14 %; глаза – 15 %,; взгляд – 12 %; возраст – 12 %; нос и подбородок – по 7 %; руки – 5 %; морщины – 6 %; а также, что он: добрый – 28 %; умный – 10 %; добродушен 12 %; много пережил – 10 %; обладает творческим, пытливым умом – 21 %; коммуникабелен – 10 %; любит детей – 6 % и т.д.
Позволю себе, в этом случае уже не перечисляя характерологические черты личности, отмеченные большинством испытуемых, сразу дать диагноз — предположение.
Мужчина, изображенный на портрете, пожилого возраста, сангвиник, генофил-альтруист, с высоким уровнем интеллекта, весьма высоко образован, он работник умственного труда, скорее преподаватель вуза. Он человек с достоинством, уважителен к людям, очень ответственен в деле, не зацикливается на материальных благах. Можно предположить, что он женат, есть дети, он любит и любим, счастливый и добрый человек. Наверняка, он хороший, добрый и терпеливый наставник.
Такая характеристика (а она выстроена по большинству мнений испытуемых) дает возможность судить весьма основательно о человеке уже по его внешнему виду (в данном случае — портрету).
Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сделать два вывода, во-первых, что в массе людей существуют типологические штампы-паттерны в оценке людей по их внешности, а во-вторых, предполагаемый нами алгоритм-метод работает, что может быть с успехом использовано в деловом общении, управлении, в жизни индивида вообще.
Литература:
к теме «Физиогномика»
* Примечание: в связи с адаптацией текста статьи для интернет размещения, графическое изображение квадратов отсутствует, оценки просто вписаны в строки.